07 июня 2021 г. |
Дело N А66-6557/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии обработки древесины" Соколовой Т.М. (доверенность от 19.05.2021 N 66),
рассмотрев 02.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии обработки древесины" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А66-6557/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Тверской области, адрес: 1700442, г.Тверь, ул. Горького, д.97, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - Министерство) в лице Государственного казенного учреждения "Старицкое лесничество Тверской области", адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, каб. 201, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540 (далее - ГКУ, Лесничество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Современные технологии обработки древесины", адрес: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 14, лит. А, пом. 120-Н, оф. 314, ОГРН 1057811913686, ИНН 7840322535 (далее - Общество) о взыскании 378 425 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2021, иск Министерства удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права в виде необоснованного вменения ему нарушения Правил заготовки древесины и пункта 6 Приложения N 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и взыскания ущерба в денежной форме, поскольку по договору аренды от 30.03.2016 N 19, для устранения повреждения почвы возможно проведение лесовосстановительных работ самим Обществом. Податель жалобы также отмечает, что мастер производственного участка уже привлекался за порчу плодородного слоя к административной ответственности постановлением Министерства от 30.06.2019 по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представители Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 30.03.2016 между Министерством (арендодатель) и ООО "Современные технологии обработки древесины" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 19, находящегося в федеральной собственности, площадью 57339 га и имеющего местоположение: Тверская область, Старицкий район, Старицкое лесничество Тверской области, Старицкое (по материалам лесоустройства - Старицкое, Братковское), Степуринское, Кошинское (по материалам лесоустройства - Мало-Кошинское) участковые лесничества.
На основании приказов Министерства от 20.03.2015 N 2-нп (с внесенными в него изменениями 31.01.2018), от 08.11.2018 N 4-нп и плана-графика маршрутов патрулирования и патрульной путевки 31.05.2019 в 11 час. 35 мин. в квартале 23 выделе 29 Кошинского участкового лесничества (по материалам лесоустройства Мало- Кошинское лесничество) лесничим ГКУ выявлено административное правонарушение - повреждение Форвардером (трелевочной машиной) верхнего плодородного слоя почвы, при движении вне волоков и погрузочных площадок допущено уничтожение растительного покрова и почвы - образован водоем размерами 11 м на 21 м глубиной 1,5 м, площадью 231 кв.м.
Лесничим ГКУ 28.06.2019 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 8.25, части 1 статьи 8.32, части 1 статьи 8.31 КоАП РФ в отношении мастера лесозаготовительного производства производственного участка ОП N 5 "ЛСО-Старица" филиала ООО "СТОД" в городе Торжок - Предприятие "Лесосырьевое обеспечение" и рассчитан вред, причиненный лесам и находившимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, который составил 378 703 руб.
Обществу направлено претензионное письмо от 18.12.2019 N 899 об уплате ущерба.
Поскольку на 13.02.2020 ущерб не был оплачен, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций удовлетворили иск полностью, констатировав наличие деликтного обязательства, обоснованность исковых требований как по праву, так и по размеру.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают вследствие причинения вреда другому лицу.
К способам защиты гражданских прав в силу статьи 12 ГК РФ относится возмещение убытков.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Лесной кодекс) лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (статья 100 Лесного кодекса).
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.
Частью 1 статьи 4 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
По смыслу положений Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Ввиду того, что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, в условиях рыночной экономики общественные (публичные) издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П).
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона N 7-ФЗ). Данный принцип реализован и в части 2 статьи 99 Лесного кодекса, согласно которой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам.
Согласно общему правилу устранения выявленных нарушений, которое следует из части 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Исходя из положений статьи 78 Закона об охране окружающей среды определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среде в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Материалами административного дела, возбужденного в отношении мастера производственного участка, а также доказательствами, полученными в рамках судебного заседания по настоящему делу (проведена фотофиксация в квартале 23 выделе 29 Кошинского участкового лесничества на предмет предоставления координат на месте совершения 31.05.2019 правонарушения, зафиксировавшая повреждение верхнего плодородного слоя почвы, при движении вне волоков и погрузочных площадок в виде уничтожения растительного покрова и почвы в результате чего образован водоем размерами 11 м х 21 м глубиной 1,5 метра, площадью 231 м2) подтверждается и не опровергается Обществом факт лесонарушения, выразившегося в порче почв лесного участка, установленный в ходе проведения мероприятий по контролю (патрулированию в лесах).
Вынесение 30.07.2019 в отношении мастера производственного участка Общества постановлений о привлечении к административной ответственности N 180-7/2019, N 178-7/2019, 179-7/2019 (которые связаны между собой местом совершения правонарушений, в том числе по факту повреждения плодородного слоя почвы арендуемого Обществом участка) о назначении административного наказания в виде 10 000 руб. штрафа, не исключают возможности предъявления и удовлетворения иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, при наличии к тому оснований, предусмотренных законом. Иными словами, ущерб лесному фонду должен быть возмещен причинителем вреда независимо от привлечения его к административной ответственности.
Судами проверен подготовленный истцом расчет суммы ущерба о лесонарушении (применительно к таксам и методикой, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и с учетом постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности").
Контррасчет, доказательства в опровержение обоснованности расчета истца ответчик не представил.
Доказательств проведения рекультивационных работ на спорном участке (что является основанием для зачета понесенных затрат), а именно акт о завершении работ по рекультивации земель, Общество также не представило.
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель; проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
Таким образом, по настоящему делу суды установили факт повреждения плодородного слоя почвы, деликтный характер спорных правоотношений, исследовали и оценили доказательства с учетом критериев их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в их совокупности и взаимной связи (часть 2 статьи 71 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами правильно.
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств; нарушений норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, не имеется (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А66-6557/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии обработки древесины" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами проверен подготовленный истцом расчет суммы ущерба о лесонарушении (применительно к таксам и методикой, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и с учетом постановления Правительства РФ от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности").
...
Доказательств проведения рекультивационных работ на спорном участке (что является основанием для зачета понесенных затрат), а именно акт о завершении работ по рекультивации земель, Общество также не представило.
Кроме того, как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель; проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2021 г. N Ф07-5901/21 по делу N А66-6557/2020