07 июня 2021 г. |
Дело N А52-2601/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Юркиной Н.Ю. (доверенность от 20.07.2020),
рассмотрев 01.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А52-2601/2020,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Великие Луки, адрес: 182105, Псковская область, город Великие Луки, площадь Ленина, дом 1; ОГРН 1026000903994, ИНН 6025001409 (далее - Администрация), обратилась в арбитражный суд Псковской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Кузнецкая, дом 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление), с заявлением о признании незаконным решения от 15.04.2020 N 1401/НЮ об отказе в предоставлении муниципальной преференции; об обязании повторно рассмотреть заявление от 22.04.2020 исх. 2243; об обязании дать согласие на предоставление муниципальной преференции. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Великолукская правда", адрес: 182100, Псковская область, город Великие Луки, улица Комсомольца Зверева, дом 26, ОГРН 1066025001690, ИНН 6025026266 (далее - АНО "Редакция газеты "Великолукская правда", Организация).
Решением суда первой инстанции от 26.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. Податель жалобы полагает, что судами неправомерно в качестве признака отнесения АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" к социально-ориентированным определено безвозмездное предоставление газет определенной категории граждан. При этом считает, что предоставление спорной преференции препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить право пользования муниципальным имуществом.
В возражениях на кассационную жалобу АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" и Администрация просят оставить судебные акты без изменения и отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Администрация и Организация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 02.04.2020 Администрация обратилась в Управление с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем передачи в безвозмездное пользование сроком на пять лет нежилого помещения, находящегося в собственности муниципального образования "Город Великие Луки", расположенного по адресу: г. Великие Луки, ул. Комсомольца Зверева, д. 26, площадью 129,4 кв. м. К заявлению Администрацией приложены следующие документы: проект решения Великолукской городской Думы, копия устава Организации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации, бухгалтерская (финансовая) отчетность, выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации (СМИ) по состоянию на 19.06.2019, справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов, процентов и сборов страховых взносов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), информации об остаточной стоимости.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов Управление приняло решение от 15.04.2020 N 1401-НЮ об отказе в предоставлении муниципальной преференции (том 1, лист 7).
Основанием для вынесения данного решения послужило несоответствие предоставления муниципальной преференции целям, указанным в пункте 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме того, антимонопольным органом сделан вывод о несоответствии вида деятельности Организации, видам, указанным в перечне части 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Считая решение антимонопольного органа незаконным, Администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда.
Заслушав пояснения представителя Управления, изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции закреплен в статье 20 Закона N 135-ФЗ.
В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
В статье 19 Закона N 135-ФЗ перечислены цели, для достижения которых могут быть предоставлены указанные преференции, а также условия их предоставления.
В силу пункта 13.1 части 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона N 135-ФЗ, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (часть 3 названной статьи).
В силу части 1 статьи 20 Закона N 135-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.
Антимонопольный орган рассматривает поданные заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, документы и принимает одно из указанных в части 3 настоящей статьи решений в срок, не превышающий одного месяца с даты получения таких заявления и документов (часть 2 статьи 20 Закона N 135-ФЗ).
Антимонопольный орган отказывает в предоставлении государственной или муниципальной преференции, в том числе если государственная или муниципальная преференция не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 3 статьи 20 Закона N 135-ФЗ).
Пунктом 2.1 статьи 2 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Закона.
Согласно части 1 статьи 31.1 Закона N 7-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: 1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; 2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4) охрана окружающей среды и защита животных; 5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; 6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 7) профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства); 9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; 12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; 13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества; 14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; 16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ; 17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов; 18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
В рассматриваемом случае судами установлено, что Администрация просила Управление дать согласие на предоставление муниципальной преференции именно в целях поддержки Организации как социально ориентированной некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
Суды установили, что Решением Великолукской городской Думы от 26.07.2019 N 72 (том 1, лист 15) городская общественно-политическая газета "Великолукская правда" определена СМИ для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Великие Луки" и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, а также иной официальной информации органов местного самоуправления.
Согласно представленному уставу АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" признается не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной на основании добровольных имущественных взносов учредителей в соответствии с законодательством Российской Федерации для целей предоставления услуг в области информации. Организация создана путем реорганизации в форме преобразовании СМИ газета "Великолукская правда" (пункты 1.1, 1.2 устава). Уставом определены предмет и цели деятельности: цель - удовлетворение потребностей граждан в области массовой информации; предмет - производство и выпуск СМИ газеты "Великолукская правда" в соответствии с примерной тематикой, заявленной при ее регистрации как СМИ. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности - издание газет; дополнительный вид - полиграфическая деятельность и представление услуг в этой области. Организация является учредителем СМИ газета "Великолукская правда"; редакция СМИ является структурным подразделением АНО "Редакция газеты "Великолукская правда".
Согласно выписки из реестра зарегистрированных СМИ по состоянию на 19.06.2019 (том 1, лист 22) примерная тематика и специализация периодического издания, газеты "Великолукская правда": информационная о событиях в г. Великие Луки, Великолукском районе, Псковской области, стране, мире, общественно-политическая, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Уставом редакции газеты "Великолукская правда" (новая редакция) (том 1, листы 96-99, далее - Устав редакции) предусмотрено, что предметом деятельности редакции является производство и выпуск газеты в соответствии с тематикой, заявленной при регистрации газеты (пункт 2.2 Устава редакции). Целями деятельности редакции являются содействие развитию правового демократического российского государства, утверждение в общественном сознании общечеловеческих ценностей, принципов экономического и культурного прогресса, прав и свобод человека (пункт 2.3 Устава редакции). В пункте 2.4 Устава редакции выражены основные задачи редакции: освещение деятельности органов местного самоуправления города Великие Луки; освещение общественно-политической, экономической, социально-культурной жизни города Великие Луки, Псковской области и Российской Федерации; публикации правовых актов, принятых Великолукской городской думой, главой города Великие Луки, Администрацией города Великие Луки и Контрольно-счетной палатой города Великие Луки и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления; публикации официальных сообщений, иной официальной информации, связанной с осуществлением деятельности органов местного самоуправления за подписью соучредителей.
Суды сочли обоснованными доводы Организации об опубликовании в газете "Великолукская правда" информации о деятельности исполнительной власти Псковской области, о том, что в газете производится освещение социально-значимых тем (патриотическое воспитание молодежи г. Великие Луки; пропаганда физической культуры и спора среди жителей города Великие Луки; освещение вопросов здравоохранения, профилактики заболеваний и пропаганды здорового образа жизни среди населения города Великие Луки); освещение духовно-нравственной тематики; освещение вопросов безопасности граждан, правозащиты, деятельности правоохранительных органов, освещение информационных материалов, сообщений, объявлений, статей о деятельности ветеранских клубов города Великие Луки, публикаций информационных материалов, сообщений, объявлений и статей Пенсионного фонда России.
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что Организация фактически занимается такими видами деятельности, как деятельность в области просвещения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; профилактика социально опасных форм поведения граждан, в связи с чем пришли к выводу о том, что АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" является социально ориентированной некоммерческой организацией и имеет право на получение муниципальной превенции. Правильно применив к установленным обстоятельствам положения Законов N 135-ФЗ и 7-ФЗ суды правомерно удовлетворили заявление Администрации.
При этом суды приняли во внимание ранее принятое решение антимонопольного органа от 15.04.2015 N 1287/ВВ по аналогичному вопросу, и отсутствия доказательств, свидетельствующих об изменении основной и дополнительной деятельности Организации.
Ссылка Управления на то, что предоставление спорной преференции препятствует развитию конкуренции и ущемляет интересы отдельных хозяйствующих субъектов, желающих получить право пользования муниципальным имуществом, является несостоятельной в силу того, что приведенное основание не было положено в основу оспариваемого решения Управления.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили обстоятельства дела; всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства, после чего и дали им надлежащую правовую оценку. Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают выводы судов и направлены по своей сути на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 26.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А52-2601/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае судами установлено, что Администрация просила Управление дать согласие на предоставление муниципальной преференции именно в целях поддержки Организации как социально ориентированной некоммерческой организации в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
...
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что Организация фактически занимается такими видами деятельности, как деятельность в области просвещения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры; формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; профилактика социально опасных форм поведения граждан, в связи с чем пришли к выводу о том, что АНО "Редакция газеты "Великолукская правда" является социально ориентированной некоммерческой организацией и имеет право на получение муниципальной превенции. Правильно применив к установленным обстоятельствам положения Законов N 135-ФЗ и 7-ФЗ суды правомерно удовлетворили заявление Администрации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2021 г. N Ф07-6417/21 по делу N А52-2601/2020