07 июня 2021 г. |
Дело N А66-2557/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Арсеньевой М.А. (доверенность от 10.03.2021 N 47),
рассмотрев 02.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тверской комбинат строительных материалов N 2" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А66-2557/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Тверской комбинат строительных материалов N 2" адрес: 170019, г. Тверь, ул. Академика Туполева, д. 117, ОГРН 1026900523242, ИНН 6902025678 (далее - АО "ТКСМ N 2", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области, адрес: 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 97, ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221 (далее - Министерство) о признании незаконным отказа, изложенного в уведомлении от 21.01.2020; о возложении на ответчика обязанности внести изменения в лицензию на право пользования недрами от 25.12.2000 серии ТВЕ N 08360 вид ТЭ, а именно: продлить действие лицензии; изложить часть 2 пункта 2.1, пункт 2.3 лицензии в следующей редакции: "Недропользователь имеет право на пользование недрами для указанных в разделе 1 целей до 01.01.2045"; изменить уровень добычи песка, изложив часть 5 лицензии в следующей редакции: "Уровень добычи песка силикатного составляет 200 тыс.м 3 с динамикой 20 % в большую или меньшую сторону, в зависимости от спроса на рынке готовой продукции"
Решением суда от 24.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.01.2021, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на отсутствие оценки доводов Общества, и представленных в дело доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин снижения добычи песка, по причинам, не зависящим от предприятия.
В судебном заседании представитель Министерства отклонил доводы жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Общества, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрена кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, АО ТКСМ 2 выдана лицензия на право пользования недрами от 25.12.2000 серии ТВЕ 08360 вид ТЭ, согласно которой Общество имеет право на добычу песка из Красногорского месторождения для производства силикатного кирпича и газосиликата. Право пользования данным участком недр предоставлено заявителю на срок до 01.01.2020 с условием ежегодного уровня добычи полезного ископаемого в размере 320 тыс. м.
В связи с окончанием срока действия указанной лицензии и значительным изменением объема потребления произведенной продукции Общество 18.12.2019 обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений, с целью продления срока действия лицензии на право пользования недрами от 25.12.2000 серии ТВЕ N 08360 вид ТЭ и уменьшения уровня добычи песка.
Уведомлением от 21.01.2020 N 553-06 Министерство уведомило Общество о принятии решения от 16.01.2020 N 883-пи об отказе во внесении изменений в лицензию на право пользования недрами от 25.12.2000 серии ТВЕ N 08360 вид ТЭ, в связи с наличием систематических нарушений пунктов 1 и 5 условий пользования недрами по вышеназванной лицензии, а именно:
- в период с 2017 года по 2018 год усматривается снижение установленного годового уровня добычи полезного ископаемого на месторождении "Красногорское" (южная часть);
- в период с 2017 года по 2019 год Обществом осуществлялась реализация полезного ископаемого с лицензионного участка сторонним организациям не по целевому назначению.
Посчитав отказ (решение) Министерства незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Министерства правовых и фактических оснований для отказа во внесении изменений в лицензию.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее- Закон о недрах).
Закон о недрах содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Исходя из содержания пункта 6 статьи 10.1 Закона о недрах предоставление права пользования участком недр местного значения (УНМЗ) для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых осуществляется по результатам аукциона на основании решения органа государственной власти субъекта о предоставлении права пользования участком недр местного значения.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия.
Как установлено частью 5 статьи 12 названного Закона условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Согласованный уровень добычи полезных ископаемых является обязательным условием содержания лицензии на право пользования недрами (пункт 7 статьи 12 Закона).
Согласно разделу 1 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой частью лицензии, недропользователь имеет право осуществлять добычу песка из Красногорского месторождения (южная часть) для производства силикатного кирпича и газосиликата.
Все добытое сырье (песок) поступает в распоряжение недропользователя и используется для строительства силикатного кирпича, газосиликата, и реализации строительным организациям города Тверь по заключенным договорам (абзац 2 пункта 5 условий пользования недрами).
При этом добыча и последующая реализация допускается только для целей, указанных в целевом назначении лицензии (раздел 1 лицензии).
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Пунктом 7 части 1 статьи 22 названного Закона недропользователю предоставлено право обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (части 3, 4 статьи 21 Закона о недрах)
Частью 3 статьи 10 указанного Закона предусмотрено, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
С учетом изложенной нормы, для соблюдения требований части 3 статьи 10 Закона N 2395-1 необходимо одновременно соблюдение следующих условий: наличие факта разработки месторождения и добычи полезного ископаемого, необходимость продления срока действия лицензии для завершения разработки месторождения, отсутствие у недропользователя нарушений условий лицензии.
Как обоснованно сочли суды, законодатель обусловил возможность продления срока лицензии на добычу полезных ископаемых фактом отсутствия каких-либо нарушений условий лицензии, при этом, не указывая на то, что такие нарушения должны иметь существенный характер.
Министерством доказано, и Общество не отрицает, что им неоднократно допускались нарушения пунктов 1 и 5 условий пользования недрами по лицензии серии ТВЕ N 08360 вид ТЭ, выразившиеся в снижении установленного годового уровня добычи полезного ископаемого и осуществлении реализации полезного ископаемого с лицензионного участка сторонним организациям не по целевому назначению (подтверждается актом проверки Министерства от 22.05.2017 N 038-п и постановлением о назначении административного наказания от 28.07.2017 N 505, актом проверки Министерства от 19.04.2019 N 040-п и постановлением о назначении административного наказания от 17.07.2019 N 231, решением Арбитражного суда Тверской области от 01.10.2019 по делу N А66-11960/2019).
Ссылке Общества на обстоятельства непреодолимой силы, приведших к нарушению условий лицензии суды дали правильную оценку, оснований для иных выводов, с учетом представленных в кассационной инстанции доводов, у суда округа нет.
Суды учли, следующее:
- заявитель, выразив свое добровольное согласие (без какого-либо властного, административного принуждения со стороны уполномоченного органа) стать участником таких правоотношений путем подписания соглашения, тем самым принял на себя обязанность обеспечить их соблюдение и исполнение в установленном порядке и в соответствии с регулирующими такую процедуру нормативно-правовыми актами;
- условия лицензии, касающиеся планируемого объема добычи полезных ископаемых, не соблюдались Обществом, начиная с 2017 года (т.е. задолго до введения ресурсоснабжающей организацией ограничительных мер);.
- Общество не воспользовалось на основании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона правом обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;.
- действий по согласованию изменения уровня добычи полезных ископаемых, в период начиная с 2017 года Обществом не производилось, как и действий по устранению выявленных нарушений;
- при наличии негативных финансовых результатов от права пользования недрами Общество не отказалось;
- в ходе рассмотрения материалов административных дел по факту совершения Обществом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен факт реализации АО "ТКС N 2" добываемого песка сторонним организациям, а именно: ООО "ТК СОЮЗ Групп", ООО "Автотранспортное Предприятие Тверь", ООО НПП "Гарантия Качества", ООО "Арго" (при том, что весь добытый песок соответствует требованиям государственного стандарта и может быть использован для производства силикатного кирпича, а указанные организации не осуществляют деятельность по изготовлению силикатного кирпича и газосиликата).
В виду отсутствия доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, сделавшими невозможным исполнение условий лицензии в течение установленного срока ее действия, а также доказательство того, что Обществом приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения условий лицензии, и в связи с истечением срока действия лицензии от 25.12.2000 серии ТВЕ N 08360 вид ТЭ, право пользования недрами по лицензии прекращено в силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона.
Приняв во внимание вышеназванные обстоятельства, суды пришли к правильному выводу о соответствии оспариваемых действий Министерства упомянутым нормам и, как следствие, сочли обоснованным отказ Обществу во внесении изменений в лицензию на пользование недрами, с чем соглашается и суд округа.
Оспариваемый отказ отвечает компетенции Министерства, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А66-2557/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Тверской комбинат строительных материалов N 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, следующее:
- заявитель, выразив свое добровольное согласие (без какого-либо властного, административного принуждения со стороны уполномоченного органа) стать участником таких правоотношений путем подписания соглашения, тем самым принял на себя обязанность обеспечить их соблюдение и исполнение в установленном порядке и в соответствии с регулирующими такую процедуру нормативно-правовыми актами;
- условия лицензии, касающиеся планируемого объема добычи полезных ископаемых, не соблюдались Обществом, начиная с 2017 года (т.е. задолго до введения ресурсоснабжающей организацией ограничительных мер);.
- Общество не воспользовалось на основании пункта 7 части 1 статьи 22 Закона правом обратиться в органы, выдавшие лицензию, с заявлением о пересмотре условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена;.
- действий по согласованию изменения уровня добычи полезных ископаемых, в период начиная с 2017 года Обществом не производилось, как и действий по устранению выявленных нарушений;
- при наличии негативных финансовых результатов от права пользования недрами Общество не отказалось;
- в ходе рассмотрения материалов административных дел по факту совершения Обществом правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлен факт реализации АО "ТКС N 2" добываемого песка сторонним организациям, а именно: ООО "ТК СОЮЗ Групп", ООО "Автотранспортное Предприятие Тверь", ООО НПП "Гарантия Качества", ООО "Арго" (при том, что весь добытый песок соответствует требованиям государственного стандарта и может быть использован для производства силикатного кирпича, а указанные организации не осуществляют деятельность по изготовлению силикатного кирпича и газосиликата)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2021 г. N Ф07-5654/21 по делу N А66-2557/2020