10 июня 2021 г. |
Дело N А05-6824/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Северодвинск-Молоко" Соломенника Д.Г. (доверенность от 31.05.2021 N 3),
рассмотрев 09.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северодвинск-Молоко" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А05-6824/2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Северодвинск-Молоко", адрес: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, Грузовой проезд, д. 29, ОГРН 1022900835836, ИНН 2902038704 (далее - АО "Северодвинск-Молоко", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18 ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство) о понуждении заключить к договору аренды лесного участка от 14.12.2009 N 812 дополнительное соглашение о продлении срока действия договора аренды.
Решением суда от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2021, Обществу в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования, поскольку арендатор подпадает под предусмотренные частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ (далее- Закон N 98-ФЗ) условия для продления договора аренды лесного участка от 14.12.2009 N 812 сроком на три года (до 13.12.2022). Иной вывод судов податель жалобы считает несоответствующим действующему законодательству и характеру сложившихся взаимоотношений сторон.
Представители Министерства, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) 14.12.2009 заключен договор аренды лесного участка N 812, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, со следующими основными характеристиками: местоположение: Архангельская область, муниципальное образование "Приморский муниципальный район", Северодвинское лесничество, Северодвинское участковое лесничество, кв. N 63 (ч. выд. 2,8), условный номер: 11:252:22:0846 (учетная запись 846- 2009-12), площадь лесного участка - 5,25 га.
Означенный договор заключен по результатам торгов на основании протокола о результатах аукциона от 07.12.2009 N 11-09 (пункт 1.1). Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке 16.02.2010.
Согласно пункту 1.3 договора лесной участок предоставлен для осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности).
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 14.12.2009.
Срок аренды установлен до 13.12.2019.
Общество обратилось к Министерству с заявлением от 28.02.2019 N 285 о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов (поступило 07.03.2019).
Распоряжением от 08.04.2019 N 373р Министерство отказало Обществу в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 1, 4, 7 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
Впоследствии истец обратился к ответчику с повторным заявлением от 20.09.2019 N 1510/1 о заключении нового договора аренды лесного участка после окончания срока действия договора аренды N 812 без проведения торгов (получено ответчиком 07.10.2019).
Письмом от 08.11.2019 N 204-04-24/10242 Министерство информировало Общество о том, что ранее заявление было рассмотрено в установленном порядке и решение об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов от 08.04.2019 N 373р направлено истцу. Как альтернатива истцу было разъяснено о праве подать заявление для организации аукциона.
Общество, полагая отказ в заключении договора аренды по означенным основаниям незаконным, обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о понуждении ответчика заключить договор аренды на новый срок без проведения торгов (дело N А05-14824/2019).
Решением суда от 25.05.2020 по делу N А05-14824/2019, оставленным без изменения Четырнадцатым арбитражным апелляционным судом, Обществу в удовлетворении требований отказано.
Поскольку 13.12.2019 (с учетом пункта 7.1 договора) срок аренды истек, а пунктом 3.4.14 договора предусмотрена обязанность арендатора при прекращении действия договора сдать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи, сторонами в январе 2020 года состоялась процедура приема-возврата лесного участка из аренды, в ходе которой было установлено, что на принимаемом лесном участке расположены строения арендатора: гостевые дома, бани, временные постройки.
Для освобождения лесного участка от расположенных на нем строений Министерство установило арендатору срок - до 24.06.2020.
Акт приема-передачи лесных участков от 24.01.2020 со стороны арендатора не подписан со ссылкой на статью 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой, если арендатор продолжил пользоваться арендованным имуществом по истечении срока действия договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок.
Общество направило в Министерство письмо от 15.04.2020 N 488 с требованием признать утратившим силу акт приема-передачи лесного участка от 24.01.2020 и заключить с Обществом дополнительное соглашение о передаче лесного участка на срок до 31.12.2020.
Уклонение Министерства от заключения дополнительного соглашения о продлении срока аренды лесного участка послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался статьями 307, 309, 310, пунктом 2 статьи 621, статьей 622 ГК РФ, частью 3 статьи 71, частями 1,2,3 статьи 74.1 Лесного кодекса, положениями Закона N 98-ФЗ и исходил из отсутствия правовых оснований для возложения на ответчика обязанности заключить с истцом дополнительное соглашение о продлении договора аренды земельного участка на новый срок без проведения торгов.
Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции о том, что в связи с истечением срока ранее действовавшего договора аренды Общество имеет право на заключение нового договора по общему правилу только по результатам торгов.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов регулируется статьей 74 Лесного кодекса, действующей с 04.07.2016, в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ.
В части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса установлено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В частях 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса установлены ограничения в изменении договора аренды лесного участка, касающиеся оснований внесения изменений в договор, а также то, что такие ограничения распространяются на договоры аренды, заключенные по результатам торговых процедур.
Предусмотренные в частях 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса основания для внесения изменений в договор аренды лесных участков связаны либо обусловлены изменениями в состоянии лесов (их количественных и качественных характеристиках, определяющих допустимые параметры использования лесов).
В частности, в части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса установлено, что условия договора аренды лесного участка могут быть изменены в случае существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий).
Суды удостоверились в том, что обстоятельства, на которые ссылается Общество, обосновывая свои требования об изменении (увеличении) срока договора аренды, не обусловлены изменениями в состоянии лесного фонда, вызванными природными явлениями, на что прямо указано в части 2 статьи 74.1.Кодекса
С учетом, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 1021-О (о недопустимости при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон) и того, что договор аренды от 14.12.2009 N 812 заключен по результатам аукциона (протокол о результатах аукциона от 07.12.2009 N 11-09), суды обосновано сочли, что изменение сторонами договора аренды его условий, в том числе о сроке действия договора, противоречит установленному частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
При изложенных обстоятельствах, продление срока договора аренды лесных участков вступает в противоречие с публичными интересами и установленным законом порядком предоставления лесных участков в аренду, который предусматривает их предоставление на конкурентной основе.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", договор аренды не может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 ГК РФ (на чем настаивал арендатор), если он был заключен после вступления в силу закона, требующего для его заключения обязательного проведения торгов.
В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 ГК РФ), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Поскольку договор аренды от 14.12.2009 N 812 заключен сторонами по итогам торгов, и после вступления в силу положений закона об обязательности заключения договоров аренды лесных участок на торгах, он не может быть возобновлен на неопределенный срок применительно к положениям статьи 621 ГК РФ.
При этом, начисление Министерством арендной платы после истечения срока действия договора, и ее добровольная уплата Обществом, не свидетельствуют о конклюдентных действиях сторон, направленных на продление срока аренды лесного участка, данные действия говорят лишь об исполнении арендатором обязанности по возмещению платы за фактическое пользование лесным участком, что соответствует положениям статьи 622 ГК РФ, предусматривающим, что в случае невозврата или несвоевременного возврата имущества арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки.
Предъявляя в суд рассматриваемое требование, а также апелляционную и кассационную жалобы, истец сослался на положения части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, как на право пролонгации договора аренды сроком на 3 года.
В силу части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ до 01.03.2021 арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Частью 7 статьи 19 Закона N 98-ФЗ предусмотрено, что срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом, положения пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ не применяются.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении (часть 8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
Части 6, 7, 8 статьи 19 введены Федеральным законом от 08.06.2020 N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции".
Согласно статье 24 Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Данный Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 08.06.2020, следовательно, вступил в силу 08.06.2020.
Следовательно, право потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, возникло у арендаторов лесных и земельных участков только с 08.06.2020.
В рассматриваемом случае по состоянию на 08.06.2020 АО "Северодвинск-Молоко" уже не являлось арендатором спорного лесного участка, так как срок договора от 14.12.2009 N 812 истек 13.12.2019, соответственно, истец не вправе требовать заключения с ним дополнительного соглашения к указанному договору аренды лесного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора, в порядке части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.
Поскольку положения частей 6-8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ) не имеют обратной силы, данные нормы не подлежат применению к правоотношениям сторон, прекратившимся до принятия указанного Закона в редакции от 08.06.2020.
Таким образом, при констатации юридически значимого факта (окончания 13.12.2019 срока действия спорного договора аренды) наличие возможности по вступившему в законную силу с 08.06.2020 Закону N 98-ФЗ продлить срок действия такого договора, минуя процедуру торгов, не влияет на испрашиваемый Обществом результат.
С учетом изложенных обстоятельств и доказательств, у судов имелись все основания для отказа в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным в иске, были предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, с которой суд округа согласен. Иное толкование подателем жалобы норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А05-6824/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Северодвинск-Молоко"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае по состоянию на 08.06.2020 АО "Северодвинск-Молоко" уже не являлось арендатором спорного лесного участка, так как срок договора от 14.12.2009 N 812 истек 13.12.2019, соответственно, истец не вправе требовать заключения с ним дополнительного соглашения к указанному договору аренды лесного участка, предусматривающего увеличение срока действия договора, в порядке части 6 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.
Поскольку положения частей 6-8 статьи 19 Закона N 98-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.06.2020 N 166-ФЗ) не имеют обратной силы, данные нормы не подлежат применению к правоотношениям сторон, прекратившимся до принятия указанного Закона в редакции от 08.06.2020.
Таким образом, при констатации юридически значимого факта (окончания 13.12.2019 срока действия спорного договора аренды) наличие возможности по вступившему в законную силу с 08.06.2020 Закону N 98-ФЗ продлить срок действия такого договора, минуя процедуру торгов, не влияет на испрашиваемый Обществом результат."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2021 г. N Ф07-4414/21 по делу N А05-6824/2020