10 июня 2021 г. |
Дело N А56-55230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Серовой В.К., Старченковой В.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и от Министерства обороны Российской Федерации Беляевой В.А. (доверенности от 11.01.2021 и от 12.11.2020), от товарищества собственников жилья "Кронштадт, Станюковича, 9" Артемьева Д.В. (доверенность от 02.07.2020),
рассмотрев 10.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А56-55230/2020,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Кронштадт, Станюковича, 9", адрес: 197761, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Станюковича, д. 9, ОГРН 1077800029636, ИНН 7843001586 (далее - ТСЖ), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), а в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства обороны Российской Федерации, адрес: адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), 1 256 702 руб. 91 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.04.2017 по 31.03.2020.
Решением суда первой инстанции от 25.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.03.2021, иск ТСЖ удовлетворен частично. С Учреждения, а при недостаточности у него денежных средств, с Министерства обороны в порядке субсидиарной ответственности в пользу ТСЖ взыскано 1 163 691 руб. 23 коп. задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 08.07.2017 по 31.03.2020. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе ТСЖ в удовлетворении требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов возложена на собственника помещений, то есть Министерство обороны; Учреждение собственником спорных помещений не является, они закреплены за ним на праве оперативного управления. Податель жалобы также указывает, что лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов, связанных с надлежащим содержанием объектов недвижимого имущества, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, главным распорядителем бюджетных средств не доводятся; в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт не заключен.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства обороны поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе Учреждения, а представитель ТСЖ отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ТСЖ осуществляет управление многоквартирным жилым домом, в котором Учреждению на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения (118 квартир специализированного жилого фонда Министерства обороны).
В силу пункта 8.1 Устава ТСЖ оно обязано обеспечивать выполнение собственниками помещений обязательств по своевременному внесению обязательных платежей и взносов, включая взносы на капитальный ремонт.
Размер ежемесячных взносов на капитальный ремонт установлен постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 31.10.2016 N 952, от 12.12.2017 N 1007, от 23.10.2018 N 824 и от 20.12.2019 N 939.
Ссылаясь на то, что Учреждение, осуществляя функции оперативного управления в отношении спорных жилых помещений, не исполнило обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.04.2017 по 31.03.2020, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчики в суде первой инстанции заявили о пропуске истцом срока исковой давности в отношении задолженности за период с 01.04.2017 по 08.07.2020.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 210, 216, 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 154, 156, 158, 169, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор), удовлетворил иск частично, в пределах срока исковой давности.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ на собственников возложено бремя несения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
При этом обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (пункт 24 Обзора).
Как следует из пункта 1 статьи 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Положениями статей 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на это лицо и обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019.
Материалами дела подтверждается, что в заявленный период спорные квартиры принадлежали Учреждению на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод об обязанности Учреждения уплачивать взносы на капитальный ремонт в отношении принадлежащих ему на праве оперативного управления жилых помещений.
Расчет задолженности проверен судами и в пределах срока исковой давности признан обоснованным по праву и по размеру.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Учреждения, не опровергают выводы судов по существу спора и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2021 по делу N А56-55230/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда (пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
...
Как следует из пункта 1 статьи 216 ГК РФ, право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Положениями статей 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества. Поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на это лицо и обязанности по его содержанию."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 июня 2021 г. N Ф07-5370/21 по делу N А56-55230/2020
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20010/2022
20.10.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-31228/2021
10.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5370/2021
03.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1273/2021
25.12.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-55230/20