10 июня 2021 г. |
Дело N А42-5646/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 07.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велесстрой" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А42-5646/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Велесстрой", адрес: 125047, Москва, 2-я Тверская-Ямская ул., д. 10, ОГРН 1087746466950, ИНН 7709787790 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуре, адрес: 183038, г. Мурманск, Октябрьская ул., д. 1/1 (далее - межрайонная Прокуратура), прокуратуре Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 18А, ОГРН 1025100866230, ИНН 5191120087 (далее - Прокуратура), о признании недействительным представления от 29.05.2020 N 114ж-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено унитарное муниципальное производственное предприятие "Жилкомхоз" закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области, адрес: 184682, Мурманская обл., г. Снежногорск, ул. Мира, д. 5, корп. 4, пом. 5, ОГРН 1025100748111, ИНН 5112100059 (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 30.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствуют нарушения водоохранного законодательства и законодательства об обращении с отходами, поскольку Общество транспортирует не жидкие бытовые отходы (далее - ЖБО), а хозяйственно-бытовой сток, который не является отходами; спорная деятельность Общества не подлежит лицензированию, у него отсутствуют обязательства по разработке и утверждению паспорта отходов I-IV класса опасности на отходы с кодом 73210101304, поскольку сточные воды не являются отходами, не включены в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) и не имеют класса опасности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В отзыве межрайонная Прокуратура просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Общество представило возражения на данный отзыв.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.05.2020 в межрайонную Прокуратуру из Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области поступило обращение гражданина (от 06.05.2020 рег. N 1995/ж-2020) по вопросу сброса отходов в г. Снежногорске. По итогам рассмотрения обращения межрайонная Прокуратура выявила в действиях Общества нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе:
- в нарушение части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), а также части 3 статьи 14, части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Общество не обеспечило составление паспорта соответствующего вида отходов и его наличие при транспортировании отходов;
- в нарушение части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ Общество не обеспечило ведение учета образовавшихся, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- в нарушение подпункта 1 статьи 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность Обществом осуществляется в отсутствие специального разрешения (лицензии);
- в нарушение части 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ, пункта 3.1 Санитарных правил "Санитарные правила содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, коммунальные жидкие отходы неканализованных объектов водопотребления передаются (сливаются) Обществом в канализационный коллектор Предприятия, не являющийся специальным сооружением по обезвреживанию (сливными станциями).
Указанные нарушения послужили основанием для выдачи Обществу представления от 29.05.2020 N 114ж-2020 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в котором межрайонная Прокуратура потребовала принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, о принятых мерах сообщить в письменной форме в месячный срок.
Не согласившись с представлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В статье 1 Водного кодекса Российской Федерации содержится понятие сточных вод, а именно - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Пунктами 2, 23 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) предусмотрено, что сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
При этом централизованная система водоотведения (канализации) в соответствии с пунктом 28 названной статьи представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Закона N 416-ФЗ канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Аналогичное определение "канализационной сети" дано в пункте 14 ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии СССР от 24.02.1982 N 805, согласно которому канализационная сеть представляет собой систему трубопроводов, каналов или лотков и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод.
Пунктами 1, 5 статьи 7 Закона N 416-ФЗ установлено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
В пункте 2 Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155, дается понятие ЖБО, под которыми понимаются хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Частью 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установлено, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
В рассматриваемом случае Общество полагает, что осуществляло канализацию сточных вод, а не деятельность по обращению с отходами производства и потребления.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В пунктах 3.1 и 3.5 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (действовавших на момент выдачи представления), установлено, что в населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод; ЖБО должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения; не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлены основные понятия, используемые в Законе, в том числе: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; вид отходов - это совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться в том числе при наличии паспорта отходов.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
При этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ относится к лицензируемым видам деятельности.
Как установлено судами двух инстанций, Общество осуществляет сбор хозяйственно-бытовых стоков от неканализованных объектов, расположенных в районе территории комплекса "Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений" в п. Белокаменка.
Бытовые стоки Обществом откачиваются в вакуумные машины, которыми транспортируются в г. Снежногорск и передаются Предприятию на основании договора от 01.01.2020 N 1 на оказание услуг по приему сточных вод.
Местом приема стоков определен приемный колодец по адресу: Мурманская обл., г. Снежногорск, район ул. Бирюкова, д. 6.
В ходе рассмотрения обращения прокурором установлено, что колодец не предназначен для приема каких-либо стоков, жидких отходов. Сброс жидких фракций осуществлялся без соблюдения соответствующих требований и стандартов и создает опасность приведения в негодность систем водоотведения в результате сбора запрещенных веществ.
Поскольку колодец не предназначен для приема фекальных стоков ввиду отсутствия соответствующего герметичного оборудования, допускалось попадание стоков на почвенный покров. Указанные действия нарушают природоохранное законодательство.
Согласно Своду правил СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения", утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/11 (далее - СП 32.13330.2018), под системой канализации понимается совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортирования, очистки сточных вод различного происхождения и сброса очищенных сточных вод в водоем-водоприемник или в подачу на сооружения оборотного водоснабжения.
В соответствии с пунктами 6.10.1 - 6.10.3 СП 32.13330.2018 прием жидких фракций, доставляемых с неканализированных объектов ассенизационным транспортом, и обработку их перед сбросом в канализационную сеть следует осуществлять на сливных станциях.
Сливные станции следует располагать на территории очистных сооружений или в непосредственной близости от них. Допускается размещать сливные станции вблизи канализационных коллекторов с диаметрами не менее 400 мм. При этом количество сточных вод, поступающих от сливной станции, должно быть не более 20 % общего расчетного расхода по коллектору. Доставляемые ассенизационным транспортом на сливную станцию сточные воды необходимо разбавлять в соотношении 1/1,2.
В самом общем виде система канализации включает в себя канализационные сети (в том числе снегоплавильные пункты и сливные станции), насосные станции, регулирующие и аварийно-регулирующие резервуары, и очистные сооружения.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм и конкретных обстоятельств настоящего дела суды пришли к правильному выводу, что деятельность Общества не подпадает под понятие водоотведения, а регулируется законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по II-значной системе.
ФККО утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 и содержит в том числе сведения, включающие как вид отхода "фекальные отходы нецентрализованной канализации", подвиды "отходы (осадки) из выгребных ям" и "отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления", имеющие классификационные коды 73210101304 и 73210001304 соответственно, что свидетельствует об отнесении их к отходам IV-го класса опасности.
С целью однозначного отнесения веществ, представленных в жидкой фракции, к отходам или сточным водам были внесены дополнения и изменения в ФККО. Так, название блока 7 ФККО ("отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов") дополнено словами "за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты)". Однако такого исключения судами двух инстанций по представленным в дело доказательствам и установленным обстоятельствам в настоящем случае не выявлено.
Судами двух инстанций тщательным образом проанализирован способ удаления жидких фракций и не установлено того, что жидкие фракции (стоки) удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты. Выше отмечено, что место приема стоков (приемный колодец) не предназначено для приема каких-либо стоков, жидких отходов, не является специальным сооружением по обезвреживанию (сливной станцией).
Постановлением Первомайского районного суда г. Мурманска от 13.08.2020 по делу N 5-1418/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление без лицензии деятельности по сбору и транспортированию коммунальных отходов при сбросе отходов в названный приемный колодец.
Доводам заявителя о неясности и неисполнимости представления дана надлежащая оценка с учетом выявленных нарушений и законодательно допустимых способов их устранения (недопущения в дальнейшем).
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Вопреки мнению подателя жалобы оценка судами доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Оснований для возврата суммы государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел, не имеется ввиду представления платежного документа в электронном виде без подлинника.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по делу N А42-5646/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Велесстрой" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.