09 июня 2021 г. |
Дело N А56-24560/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от Федерального государственного бюджетного учреждения "Ансамбль песни и пляски "Красная звезда" Ракетных войск стратегического назначения" Министерства обороны Российской Федерации Дорофеева В.В. (доверенность от 07.07.2020 N 60),
рассмотрев 09.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации по Ракетным войскам стратегического назначения на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу N А56-24560/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Ансамбль песни и пляски "Красная звезда" Ракетных войск стратегического назначения" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 143010, Московская обл., пос. Власиха, Лесная ул., д. 46, оф. 1, ОГРН 1195081097970, ИНН 5032314633 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения), адрес: 191123, Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10, лит. А, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Управление) по включению в акт от 18.07.2019 N 2019/РВСН/13 (далее - Акт) пункта 6 в части вывода о причинении ущерба, пункта 2 выводов и пункта 7 предложений, а также действий по включению в протокол от 15.08.2019 N 9/РВСН/2019дсп рассмотрения возражений на Акт (далее - Протокол) пункта 4; о признании недействительными пункта 6, пункта 2 выводов и пункта 7 предложений Акта, пункта 4 Протокола; об обязании исключить пункт 6, пункт 2 выводов и пункт 7 предложений из Акта, пункт 4 из Протокола.
Решением суда первой инстанции от 04.08.2020 действия Управления по включению в Акт пункта 6 в части вывода о причинении ущерба, пункта 2 выводов и пункта 7 предложений, а также по включению в Протокол пункта 4 признаны незаконными. Суд также признал недействительными пункт 6, пункт 2 выводов и пункт 7 предложений Акта, пункт 4 Протокола, обязав Управление исключить пункт 6, пункт 2 выводов и пункт 7 предложений из Акта, пункт 4 из Протокола.
Постановлением апелляционного суда от 02.02.2021 решение от 04.08.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 04.08.2020 и постановление от 02.02.2021 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судами необоснованно не учтено, что Учреждение, которое зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2019, не являлось объектом проверки, проведенной Управлением за период с 01.08.2015 по 05.06.2019, и оспариваемый акт контрольных мероприятий от 18.07.2019 N 2019/РВСН/13 в отношении него не составлялся. Управление указывает, что финансовый контроль и аудит, результаты которого оформлены названным актом, осуществлен в отношении Ансамбля песни и пляски "Красная звезда" Ракетных войск стратегического назначения (далее - Ансамбль) как структурного подразделения ФГУ "Командование РВСН", а следовательно, права и законные интересы Учреждения не затрагивает.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал свои возражения на кассационную жалобу.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 401 Плана ведомственного финансового контроля Министерства обороны Российской Федерации на 2019 год и в соответствии с приказами начальника Управления от 03.06.2019 N 87, от 17.06.2019 N 95 контрольной группой проведена плановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Ансамбля за период с 01.01.2016 по 05.06.2019, а в части проверки выплаты заработной платы - с 01.08.2015 по 05.06.2019, по результатом которой составлен Акт.
В ходе проведенного контрольного мероприятия Управлением, в частности, выявлены случаи привлечения третьими лицами Ансамбля для участия в концертных выступлениях и праздничных мероприятиях на возмездной основе, что отражено в пункте 6 Акта и связанные с этим нарушения, повлекшие получение Ансамблем средств, не зачисленных в доход федерального бюджета в общей сумме 800 000 руб. (пункт 2 выводов Акта).
Ансамблю предложено принять меры по возмещению ущерба в размере 800 000 руб. с занесением суммы ущерба в книгу учета недостач (пункт 7 предложений Акта).
На указанный Акт начальником Ансамбля подполковником Неклюдовым Олегом Дмитриевичем направлены возражения от 29.07.2019.
По результатам комиссионного рассмотрения возражений Управлением 15.08.2019 составлен Протокол, согласно которому поданные возражения в части приведенных нарушений признаны не подлежащими удовлетворению.
Не согласившись с данным Актом в оспариваемой части, а также пунктом 4 Протокола, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их частично недействительными.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198 и 200 АПК РФ, исходили из того, что Акт и Протокол в оспариваемых частях не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы права предъявление любого иска (требования) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным (действий государственного органа незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого акта (действий) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение им (ими) прав и законных интересов заявителя.
В противном случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Из материалов дела видно, что Ансамбль как структурное подразделение 4 Государственного центрального межвидового полигона Министерства обороны Российской Федерации был сформирован 29.07.2015 в рамках организационных мероприятий, проводимых в Ракетных войсках стратегического назначения, во исполнение директивы Министра обороны Российской Федерации от 30.04.2015 N ДР-26дсп и указаний Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от 15.05.2015 N 314/3/1949.
В соответствии с положением об Ансамбле, утвержденным приказом начальника Ансамбля от 29.07.2015 N 1 "О формировании ансамбля" (том 1 л.д. 91-100), Ансамбль является профессиональным художественным коллективом Вооруженных Сил Российской Федерации, предназначенным для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера с использованием средств музыкально-вокального и хореографического искусства в целях удовлетворения духовных потребностей, просвещения, воспитания и организации культурного досуга военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и членов их семей, а также иных физических (юридических) лиц.
Согласно пункту 2 указанного Положения Ансамбль представляет собой отдельное структурное подразделение командования Ракетных войсках стратегического назначения, подчиняется командующему Ракетными войсками стратегического назначения, организационная структура определяется утверждаемым в установленном порядке штатом.
Ансамбль не имеет права заниматься приносящей доход деятельностью, в том числе, оказанием услуг на платной основе.
Как выявлено в ходе проверки, в нарушение требований Директивы командующего Ракетными войсками стратегического назначения от 05.07.2015 N ДР-4 "Об организационных мероприятиях, проводимых в Ракетных войсках стратегического назначения в 2015 году", положение об Ансамбле у командующего Ракетными войсками стратегического назначения не было утверждено.
На дату окончания контрольных мероприятий, связанных с проведением Министерством обороны плановой выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности Ансамбля за период с 01.01.2016 по 05.06.2019 и составления оспариваемого Акта, он оставался структурным подразделением командования Ракетных войсках стратегического назначения, не имел статуса юридического лица, счетов в кредитных организациях и лицевых счетов в органах федерального казначейства, а также имущества на праве оперативного управления.
Ответственным за финансово-экономическую и хозяйственную деятельность в проверяемом периоде являлся начальник Ансамбля подполковник Неклюдов О.Д.
Как установлено вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 02.03.2020 по делу N 1-2а-60/2020, оспариваемым Актом указанному начальнику Ансамбля предложено принять меры по возмещению ущерба в размере 800 000 руб., связанных с неполучением денежных средств, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета, то есть провести соответствующее административное расследование, а сумму ущерба занести в книгу учета недостач.
Приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения от 20.08.2019 N 113 подполковник Неклюдов О.Д. досрочно уволен с военной службы в запас.
Конкретные виновные в причинении ущерба должностные лица Актом не определялись.
Нарушений в порядке проведения выездной проверки, установленных Положением о Межрегиональном управлении ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения), утвержденного приказом Директора департамента ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации от 26.03.2018 N 71 и Регламента организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.02.2017 N 100, гарнизонным военным судом не установлено.
В этой связи начальнику Ансамбля капитану Жевняку Антону Викторовичу, назначенному приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения от 03.12. 2019 N 167, отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании соответствующих положений Акта и Протокола, поскольку они не нарушают его прав и интересов и не возлагают на него каких-либо обязанностей.
В силу части 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В рассматриваемом случае иск о признании недействительными тех же положений Акта и Протокола, подан в арбитражный суд за подписью капитана Жевняка А.В., но от имени Учреждения, зарегистрированного в качестве юридического лица 20.12.2019, что подтверждено соответствующей записью в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) N 1195081097970.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Уставом Учреждения, утвержденным приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 21.11.2019 N 2445, Учреждение получило правоспособность юридического лица, то есть право приобретать и осуществлять гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности только с момента внесения сведений о его регистрации в ЕГРЮЛ.
В этой связи судами не учтено, что Учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица 20.12.2019, не являлось объектом финансового контроля и аудита в период выездной проверки Управления с 05.06.2019 по 28.06.2019, и соответственно, составленный по результатам проверки Акт и Протокол не содержали властно-обязывающих предписаний для этого юридического лица, в отношении которого они не составлялись, а также отдельных предписаний и распоряжений, влекущих какие-либо обязанности заявителя или создающие препятствия для его деятельности.
Следовательно, оспариваемыми актами Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Ракетным войскам стратегического назначения) права и законные интересы Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет за собой отказ в признании недействительными оспариваемых им отдельных положений Акта от 18.07.2019 N 2019/РВСН/13 и Протокола.
Учитывая, что в рассматриваемом случае к установленным и имеющим значение для дела фактическим обстоятельствам судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, суд округа, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты, и полностью отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу N А56-24560/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований федеральному государственному бюджетному учреждению "Ансамбль песни и пляски "Красная звезда" Ракетных войск стратегического назначения" Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.