15 июня 2021 г. |
Дело N А13-11013/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А13-11013/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Козленская ул., д. 8, ОГРН 1073525019370, ИНН 3525196711 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, адрес: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576 (далее - Управление Росреестра), от 20.01.2020 N 35/001/001/2019-55267 в государственной регистрации прекращения права оперативного управления Департамента на объект недвижимого имущества площадью 26,0 кв. м с кадастровым номером 35:08:0000000:345, расположенный по адресу: Вологодская обл., Тарногский р-н, с. Тарногский городок, ул. Одинцова; обязании устранить допущенные нарушения прав Департамента путем внесения записи о прекращении права оперативного управления на объект недвижимости с кадастровым номером 35:08:0000000:345 (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области, адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Козленская ул., д. 8, ОГРН 1033500036998, ИНН 3525057122 (далее - Департамент имущественных отношений).
Решением от 30.12.2020 заявленные требования удовлетворены; оспариваемый отказ Управления Росреестра признан незаконным; на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем внесения записи о прекращении права оперативного управления Департамента на объект недвижимости с кадастровым номером 35:08:0000000:345.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, заявитель не представил регистрирующему органу надлежащий документ-основание для регистрации прекращения права оперативного управления; в пакете документов, представленных на регистрацию, акт обследования отсутствовал.
Департамент имущественных отношений в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права; рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Департамента имущественных отношений не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента имущественных отношений от 20.07.2009 N 778-р за Департаментом зарегистрировано право оперативного управления в отношении недвижимого имущества - сарая дощатого площадью 26,0 кв. м с кадастровым номером 35:08:0000000:345, расположенного по адресу: Вологодская обл., Тарногский р-н, с. Тарногский Городок, ул. Одинцова.
В ходе проведенной Департаментом имущественных отношений в 2017 году плановой выездной проверки учета, использования и сохранности имущества области, закрепленного за Департаментом, установлено, что сарай дощатый полностью разрушен. По результатам проверки составлен акт от 30.11.2017.
Распоряжением Департамента имущественных отношений от 07.08.2019 N 1784-р Департаменту согласовано списание дощатого сарая в связи с непригодностью для дальнейшего использования по целевому назначению и невозможностью распоряжаться им вследствие полной утраты потребительских свойств; Департаменту поручено осуществить действия, необходимые для прекращения государственной регистрации права оперативного управления на указанный объект недвижимости.
По заказу Департамента кадастровым инженером с выходом на место составлен акт обследования от 03.10.2019, согласно которому объект недвижимости с кадастровым номером 35:08:0000000:345 снесен.
08.10.2019 Департамент обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прекращения права оперативного управления в отношении указанного нежилого здания.
Управление Росреестра приостановило регистрационные действия, а затем уведомлением от 20.01.2020 N 35/001/001/2019-55267 сообщило об отказе в государственной регистрации прекращения права оперативного управления на объект недвижимого имущества в связи с непредставлением решения собственника о прекращении права оперативного управления объектом.
Департамент, считая, что для государственной регистрации прекращения права оперативного управления на спорный объект были представлены все необходимые документы, в связи с чем решение Управления Росреестра об отказе в осуществлении регистрационных действий является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Основания для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьей 14 названного Закона, согласно пункту 7 части 2 которой (в редакции, действовавшей в период существования спорных правоотношений) к таким основаниям относятся межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Исходя из части 1 статьи 23 Федерального закона N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер подтверждает прекращение существования объекта.
В силу статей 235, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены для прекращения права собственности, в том числе при гибели или уничтожении имущества.
Суды, установив, что для государственной регистрации прекращения права оперативного управления Департамента в регистрирующий орган был представлен акт обследования от 03.10.2019, составленный кадастровым инженером по установленной форме и подтверждающий прекращение существования спорного объекта, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона N 218-ФЗ и ГК РФ пришли к выводу о незаконности оспариваемого отказа Управления Росреестра по причине непредставления решения уполномоченного собственником органа об изъятии имущества из оперативного управления Департамента.
При этом судебные инстанции правомерно исходили из того, что в случае гибели объекта право оперативного управления на него прекращается по факту утраты имуществом физических свойств, а не в связи с волеизъявлением собственника о прекращении права; собственник не может распорядиться несуществующим объектом.
При таком положении суды правомерно удовлетворили требования Департамента.
Довод подателя жалобы о том, что акт обследования от 03.10.2019 не был представлен на государственную регистрацию, подлежит отклонению, поскольку ни в уведомлении от 16.10.2019 о приостановлении государственной регистрации, ни в уведомлении от 20.01.2020 об отказе в государственной регистрации Управление Росреестра не ссылалось на отсутствие акта обследования от 03.10.2019; наличие указанного документа в числе представленных на государственную регистрацию подтверждается приобщенной к делу распиской в получении документов на государственную регистрацию (том 1, лист 149).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2021 по делу N А13-11013/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.