Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2021 г. N Ф07-7058/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А13-11013/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 марта 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,
при участии от Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области Мезенцовой Н.А. по доверенности от 15.10.2020, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Дурягиной Г.Ф. по доверенности от 09.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года по делу N А13-11013/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (адрес: 160000, город Вологда, улица Козленская, дом 8; ОГРН 1073525019370, ИНН 3525196711; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (ОГРН 1043500093889, далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа Управления Росреестра в от 20.01.2020 N 35/001/001/2019-55267 в государственной регистрации прекращения права оперативного управления на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 35:08:0000000:345, площадью 26,0 кв. м., расположенный по адресу: Вологодская обл., Тарногский район, с Тарногский городок, ул. Оденцова, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем внесения записи о прекращении права оперативного управления на объект недвижимости с кадастровым 35:08:0000000:345 (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года по делу N А13-11013/2020 исковые требования удовлетворены.
Управление не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. В составе пакета документов, в отношении которого государственным регистратором прав проводилась правовая экспертиза, и по результатам рассмотрении которого вынесено оспариваемое решение, акт обследования отсутствовал.
Представитель Управления в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие его представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей Управления и Департамента, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Департамента имущественных отношений Вологодской области (далее - собственник) от 20 июля 2009 года N 778-р в оперативное управление Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее - Департамент) передан объект недвижимого имущества (сарай дощатый) с кадастровым номером 35:08:0000000:345 площадью 26,0 кв. м., расположенный по адресу: Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Одинцова.
В ходе плановой выездной проверки учета, использования и сохранности имущества области, закрепленного за Департаментом, проведенной собственником в 2017 году, установлено, что сарай дощатый полностью разрушен.
Согласно акту проверки от 30 ноября 2017 года Департаменту предложено рассмотреть вопрос о списании со своего баланса разрушенного объекта недвижимого имущества, представить собственнику документы для принятия решения о согласовании списания объекта.
Распоряжением собственника от 7 августа 2019 года N 1784-р Департаменту согласовано списание дощатого сарая в связи с непригодностью для дальнейшего использования по целевому назначению и невозможностью распоряжаться им вследствие полной утраты потребительских свойств.
В результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества 3 октября 2019 года кадастровым инженером подготовлен акт обследования, в соответствии с которым по результатам проверки с выходом на место выявлено, что объект снесен.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - орган регистрации прав) Департаменту отказано в государственной регистрации прекращения права оперативного управления на объект недвижимого имущества (уведомление об отказе в государственной регистрации от 20 января 2020 года N 35/001/001/2019-55267) в связи с тем, что Департаментом не предоставлен документ, подтверждающий прекращение права оперативного управления, а распоряжение собственника о согласовании списания не является достаточным основанием для прекращения права оперативного правления, поскольку не содержит положения об изъятии объекта недвижимого имущества из оперативного управления.
Полагая отказ в государственной регистрации прав незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 2 статьи 8.1 названного Кодекса права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о государственной регистрации, Закон N 218-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу пункта 7 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о государственной регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления (кроме некоторых исключений) и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
В силу пункта 2 части 4 статьи 18 к заявлению должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Такими документами являются документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона о государственной регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают установленным требованиям.
Статьей 29 Закона о государственной регистрации определен порядок осуществления государственного кадастрового учета. Так, при государственном кадастровом учете орган регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 года N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ N 861) утверждены Требования к составлению акта обследования (приложение 2 к Приказу N 861).
Соответствующий Акт обследования, позволяющий определенно идентифицировать объект по кадастровому номеру, подготовленный 03.10.2019 кадастровым инженером Молчановой Наталией Сергеевной, в регистрирующий орган был представлен, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1, л.д.149). Данный документ опровергает доводы апеллянта об отсутствии в пакете документов, предоставленных на государственную регистрацию, акта обследования.
Кроме того, отсутствие акта обследования не являлось причиной для отказа в проведении государственной регистрации.
В силу пункта 3 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия существа у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно пункту 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Из системного толкования положений законодательства следует, что в случае утраты (гибели) объекта недвижимости запись о праве на это имущество не может быть сохранена в ЕГРН, поскольку сохранение такой записи будет противоречить принципу достоверности ЕГРН (пункт 2 статьи 1 Закона о государственной регистрации).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что гибель недвижимого имущества является самостоятельным основанием для прекращения права оперативного управления.
Какое-либо решение собственника об изъятии имущества из оперативного управления применительно к спорным отношениям не требуется и невозможно, поскольку само имущество утрачено и не может быть изъято.
При таких обстоятельствах требование регистратора о предоставлении акта уполномоченного органа об изъятии имущества из оперативного управления является незаконным.
В связи с этим суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 декабря 2020 года по делу N А13-11013/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11013/2020
Истец: Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Вологодской области