15 июня 2021 г. |
Дело N А26-6814/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шмаеника Александра Анатольевича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А26-6814/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Онежино", адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Комсомольский пр. (Кукковка р-н), д. 29, оф. 1, ОГРН 1201000000607, ИНН 1001346331 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения администрации Прионежского муниципального района, адрес: 185506, Республика Карелия, Прионежский р-н, пос. Новая Вилга, Центральная ул., д. 5, ОГРН 1051002321787, ИНН 1020011676 (далее - Администрация), оформленного в виде выписки из протокола от 25.06.2020 N 13 заседания комиссии по подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Деревянского сельского поселения Прионежского муниципального района (далее - Комиссия), об отказе во включении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0064702:1055 в границы села Деревянное; установлении для данного участка территориальной зоны, предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.
Решением от 28.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 в порядке процессуального правопреемства произведена замена заявителя на индивидуального предпринимателя Шмаеника Александра Анатольевича, ОГРНИП 308100122800027, ИНН 780431806074.
Постановлением апелляционного суда от 12.02.2021 данное решение оставлено без изменения.
Шмаеник А.А. в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты в части возложения на заявителя обязанности по проведению экологической экспертизы, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, суды ошибочно указали на необходимость проведения в данном случае экологической экспертизы, поскольку согласно Федеральному закону "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экспертизе) объектом государственной экологической экспертизы является проектная документация деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий, к которым земельный участок заявителя не относится.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с 08.04.2020 Общество является собственником земельного участка площадью 40 000 кв. м с кадастровым номером 10:20:0064702:1055, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, в юго-восточной части кадастрового квартала 10:20:0064702. По данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов, имеет разрешенное использование "для строительства и эксплуатации туристического комплекса".
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 14.05.2020 N 04 о включении данного земельного участка в состав земель села Деревянное с установлением функциональной зоны в Генеральном плане Деревянского сельского поселения и территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки "индивидуальное жилищное строительство".
Администрация письмом от 22.07.2020 N 5473/04/1-16 сообщила Обществу о принятом 25.06.2020 на заседании Комиссии решении об отказе в удовлетворении заявления, поскольку согласно акту от 12.10.87 о проведении инвентаризации осушенных земель совхоза "Маяк" Прионежского района КАССР на земельном участке имеются мелиоративные системы сельскохозяйственного назначения, следовательно, данный земельный участок относится к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, использование которых в других целях запрещено; отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы о невозможности использования по назначению земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий.
Общество, ссылаясь на то, что на земельном участке отсутствуют какие-либо сооружения мелиоративной системы, а необходимость представления заключения государственной экологической экспертизы Законом об экспертизе предусмотрена только для объектов и земельных участков в пределах особо охраняемых природных территорий, к которым земельный участок заявителя не относится, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исходя из подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статья 83 ЗК РФ). Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований (статья 84 ЗК РФ).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся, в частности, земли особо охраняемых природных территорий, земли рекреационного назначения (статья 94 ЗК РФ).
В свою очередь, к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (статья 98 ЗК РФ).
В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральные планы поселений, городских округов относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (статья 23 ГрК РФ). Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1, статье 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, включают в себя карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа.
Как установлено статьей 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении находящихся в частной собственности земель иного, кроме сельскохозяйственного, целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, исходя из приведенных норм земельного и градостроительного законодательства в совокупности включение в соответствии с градостроительными документами (генеральным планом, правилами землепользования и застройки) земельных участков из земель иного назначения в границы населенных пунктов влечет изменение категории данных земельных участков.
Общий порядок перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сформулированное в указанной норме правило предполагает необходимость учитывать установленные Федеральным законом N 172-ФЗ особенности изменения отдельных категорий земель.
Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию установлены статьей 10 Федерального закона N 172-ФЗ. Согласно пункту 1 данной статьи перевод названных земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
Поскольку указанный документ не был приложен Обществом к его обращению в Администрацию, суды правомерно указали на данное обстоятельство как подтверждающее законность оспариваемого отказа Администрации и исключающее удовлетворение требований Общества.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае необходимость представления положительного заключения государственной экологической экспертизы прямо предусмотрена Федеральным законом N 172-ФЗ, регулирующим спорные правоотношения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы предприниматель Шмаеник А.А. уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 31.03.2021 N 55.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по делу N А26-6814/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Шмаеника Александра Анатольевича - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Шмаенику Александру Анатольевичу, ОГРНИП 308100122800027, ИНН 780431806074, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Особенности перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию установлены статьей 10 Федерального закона N 172-ФЗ. Согласно пункту 1 данной статьи перевод названных земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.
...
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае необходимость представления положительного заключения государственной экологической экспертизы прямо предусмотрена Федеральным законом N 172-ФЗ, регулирующим спорные правоотношения.
...
При подаче кассационной жалобы предприниматель Шмаеник А.А. уплатил государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 31.03.2021 N 55."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2021 г. N Ф07-5810/21 по делу N А26-6814/2020