16 июня 2021 г. |
Дело N А42-6213/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е.,
рассмотрев 16.06.2021 в открытом судебном заседании поданную в электронном виде кассационную жалобу акционерного общества "Мурманэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А42-6213/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мурманэнергосбыт", адрес: 183034, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 39, корп. 1, ОГРН 1095190009111, ИНН 5190907139 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Министерству имущественных отношений Мурманской области, адрес: 183006, г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18, ОГРН 1025100866768, ИНН 5190800097 (далее - Министерство), о взыскании:
- 2987 руб. 68 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в жилое помещение по адресу: Мурманская обл., Ловозерский р-н, пгт. Ревда, ул. Металлургов, д. 4, кв. 30 (далее - квартира N 30), за период с 02.06.2018 по 03.07.2018;
- 2696 руб. 38 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в жилое помещение по адресу: Мурманская обл., Ловозерский р-н, пгт. Ревда, ул. Кузина, д. 15, кв. 94 (далее - квартира N 94), за период с 16.06.2018 по 03.07.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района, адрес: 184580, Мурманская обл., Ловозерский р-н, пгт. Ревда, ул. Победы, д. 29, ОГРН 1065108004763, ИНН 5106800648 (далее - Администрация).
Решением суда от 11.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает, что право собственности на недвижимое имущество и обязанность по несению расходов на его содержание возникают с момента государственной регистрации соответствующего права в Едином государственном реестре недвижимости (далее - реестр недвижимости), в связи с чем вывод судов о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, неправомерен.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией, поставляет потребителям тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Ссылаясь на то, что в заявленный период в отсутствие договора энергоснабжения Общество поставило тепловую энергию в принадлежащие Министерству на праве собственности квартиры N 30 и N 94, оно произвело расчет стоимости ресурса и выставило Министерству счета для оплаты 2987 руб. 68 коп. и 2696 руб. 38 коп соответственно.
Поскольку Министерство не произвело оплату тепловой энергии за указанные периоды, Общество направило ответчику претензии от 06.05.2020 N 1-26-10/8305 и N 1-26-10/8308 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Оставление претензий без удовлетворения послужило основанием для обращения Общества с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, признав Министерство ненадлежащим ответчиком, отказал в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы Общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Ввиду того, что поставка тепловой энергии в данном случае осуществлялась в жилые помещения, к правоотношениям сторон также подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, установлена статьей 210 ГК РФ.
Общество в обоснование исковых требований к Министерству указало на то, что согласно сведениям, содержащимся в реестре недвижимости, ответчик до 04.07.2018 владел на праве собственности спорными квартирами, в связи с чем до указанной даты Министерство обязано нести расходы на содержание имущества, в том числе оплачивать тепловую энергию.
Возражая на иск, ответчик ссылался на то, что на основании постановлений Правительства Мурманской области от 11.01.2018 N 8-ПП и от 08.02.2018 N 53-ПП "О передаче государственного имущества Мурманской области в собственность муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района" по актам от 09.04.2018 и от 24.04.2018 о передаче объектов государственного имущества Мурманской области квартиры N 94 и N 30 переданы в собственность муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района.
Абзацем 21 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества.
Указанные в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни; Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности; право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями; к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с названной частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям названной статьи (абзацы 22, 30, 33, 35 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта.
Таким образом, вопреки мнению Общества, момент возникновения права собственности на спорные квартиры не связан с моментом государственной регистрации соответствующего права, а определятся решением о передаче имущества.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, изучив доводы сторон, исследовав спорные правоотношения, суды установили, что на основании постановлений Правительства Мурманской области от 11.01.2018 N 8-ПП, от 08.02.2018 N 53-ПП "О передаче государственного имущества Мурманской области в собственность муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района", по актам от 09.04.2018 и от 24.04.2018 квартиры N 94 и N 30 переданы в собственность муниципального образования городское поселение Ревда Ловозерского района.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу, что с момента перехода к Администрации права собственности на квартиры N 94 и N 30 (09.04.2018 и 24.04.2018 соответственно) Министерство не несет обязанности по их содержанию, в связи с чем иск о взыскании 2987 руб. 68 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в квартиру N 30 за период с 02.06.2018 по 03.07.2018 и 2696 руб. 38 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в квартиру N 94 за период с 16.06.2018 по 03.07.2018, заявлен к ненадлежащему ответчику и не подлежит удовлетворению.
Кассационная инстанция оснований для иных выводов не находит.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на иную оценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 11.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А42-6213/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Мурманэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Абзацем 21 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), установлено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 ГК РФ, а также иного имущества.
Указанные в части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни; Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности; право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями; к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с названной частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям названной статьи (абзацы 22, 30, 33, 35 части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", право собственности на передаваемое имущество возникает с момента утверждения передаточного акта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2021 г. N Ф07-5929/21 по делу N А42-6213/2020