17 июня 2021 г. |
Дело N А42-6081/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от Прокуратуры Мурманской области Кузнецовой Я.В. (служебное удостоверение),
рассмотрев 17.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения администрации Терского района Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А42-6081/2020,
УСТАНОВИЛ:
Первый заместитель прокурора Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д. 18а, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к муниципальному учреждению администрации Терского района Мурманской области, адрес: 184703, Мурманская обл., Терский р-н, пгт. Умба, ул. Дзержинского, д. 42, ОГРН 1025100536317, ИНН 5111000809 (далее - Администрация), о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренных статьями 21 и 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также об обязании Администрации разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги.
Решением суда первой инстанции от 27.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 27.10.2020 и постановление от 17.02.2021 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы настаивает на том, что получение налогоплательщиками, налоговыми агентами письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не может быть названо "муниципальной услугой". При этом Администрация указывает на то, что процедура дачи письменных разъяснений достаточно полно урегулирована Налоговым кодексом Российской Федерации и не требует разработки (издания) специального нормативного акта (регламента по предоставлению такой услуги). Администрация считает, что письменные разъяснения, указанные в статье 34.2 НК РФ, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах, не требуют применения Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура Мурманской области, считая обжалуемые судебные акты без изменения, законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Прокуратуры Мурманской области возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в рамках прокурорского надзора за исполнением законов Прокуратурой Терского района Мурманской области в ходе проверки деятельности по исполнению налогового законодательства установлено, что Администрацией не разработан административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги отсутствуют в реестре муниципальных услуг муниципального образования в информационно-коммуникационной сети "Интернет". В связи с отсутствием соответствующего правового акта, как полагает Прокуратура, создается неопределенность требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля, в связи с чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности. Изложенные обстоятельства послужили основанием для направления Администрации представления от 24.04.2020 N 4-91-2020 об устранении выявленного нарушения.
Рассмотрев представление Прокуратуры Терского района Мурманской области, Администрация оставила его без удовлетворения, о чем свидетельствует протокол совещания от 21.05.2020.
Полагая, что Администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Исходя из Устава муниципального образования Терский район Мурманской области, названное муниципальное образование наделано статусом муниципального района, состоит из одного городского и одного сельского поселения, объединенных общей территорией. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального района и осуществляет свою деятельность под руководством главы муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Мурманской области и настоящим Уставом. К компетенции Администрации относится, в частности, исполнение полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения муниципального района, предусмотренных статьей 9 Устава, в соответствии с федеральными законами, Уставом, муниципальными правовыми актами Совета депутатов, постановлениями распоряжениями главы муниципального района; исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района федеральными законами и законами Мурманской области.
Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, в пункте 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ для целей данного федерального закона понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
В соответствии с подпунктом 8 статьи 2 указанного Закона под органами, оказывающими муниципальные услуги, понимаются органы местного самоуправления, а под подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организациями - государственные или муниципальные учреждения либо унитарные предприятия, созданные государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 15).
Исходя из пункта 4 статьи 12 НК РФ, местными налогами признаются налоги, которые установлены названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Представительными органами муниципальных образований законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены названным Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Статья 16 НК РФ устанавливает обязанность для уполномоченных органов муниципальных образований направлять в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, по соответствующему субъекту Российской Федерации и финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации информацию и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия местных налогов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты - пункт 2 статьи 24 НК РФ) имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также письменные разъяснения от финансовых органов муниципальных образований по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
На основании пункта 2 статьи 34.2 НК РФ финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 34.2 НК РФ установлено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах осуществляется по заявлению налогоплательщика, налогового агента и является обязанностью уполномоченного финансового органа муниципального образования.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации" установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок и деятельность финансового органа муниципального образования по даче письменных разъяснений налогоплательщикам, налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Налоговым кодексом Российской Федерации, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращении граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с названным Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
На основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Проанализировав положения вышеуказанных правовых норм, суды пришли к обоснованному выводу, что подготовка и выдача письменных разъяснений по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах является муниципальной услугой, понятие которой дано в пункте 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ, на такие правоотношения распространяются положения указанного Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).
Однако в нарушение действующего законодательства Администрацией не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети "Интернет" отсутствуют.
Поскольку соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом N 210-ФЗ, суды пришли к обоснованному выводу, что в данном случае Администрацией допущено неправомерное бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление рассматриваемой муниципальной услуги, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления определяющее значение имеет выявление совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды правомерно указали на наличие совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия Администрации незаконным.
Несогласие подателя жалобы с выводами судов, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Нарушений при рассмотрении дела судами норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению принятых по данному делу решения и постановления, не установлено.
Поскольку суды полно и объективно исследовали все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А42-6081/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального учреждения администрации Терского района Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.