17 июня 2021 г. |
Дело N А56-13598/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" Яковлевой К.О. (доверенность от 13.01.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Меркурий-В" Лобаневой Е.А. (доверенность от 02.03.2021), от Комитета по социальной защите населения Ленинградской области Васько М.В. (доверенность от 14.01.2021),
рассмотрев 17.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А56-13598/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Меркурий-В", адрес: 188382, Ленинградская область, Гатчинский район, городской поселок Вырица, Баркановская улица, дом 3, ОГРН 1024702087024, ИНН 4719011390 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградскому областному государственному казенному учреждению "Центр социальной защиты населения", адрес: 195197, Санкт-Петербург, улица Замшина, дом 6, ОГРН 1157847387906, ИНН 7804550977 (далее - Учреждение), о взыскании 94 162 руб. 88 коп. неосновательного обогащения в виде невозмещенной стоимости оказанных Обществом услуг по погребению и 3208 руб. 51 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения за период с 01.08.2019 по 01.02.2020 с продолжением их начисления по день фактической оплаты суммы неосновательного обогащения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по социальной защите населения Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением суда первой инстанции от 04.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.02.2021, исковые требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Податель жалобы не согласен с выводом судов о том, что в силу статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) Общество является специализированной службой по вопросам похоронного дела, созданной органами местного самоуправления Сусанинского сельского поселения, Новосветского сельского поселения, Кобринского сельского поселения, Вырицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность наделения таким статусом коммерческой организации на конкурсной основе. Податель жалобы полагает, что специализированной организацией может быть лишь муниципальное учреждение или предприятие.
Как указывает податель жалобы, по этой причине между Обществом и Учреждением не могло быть и не было заключено соглашение о возмещении стоимости услуг по погребению, отсутствие которого, по мнению подателя жалобы, является основанием для отказа в иске.
В возражениях Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Учреждения и Комитета поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе Учреждения, а Общество отклонило их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество на основании договоров от 22.11.2016, от 29.12.2018, от 24.12.2018, от 11.01.2018 (далее - Договоры), заключенных соответственно с Администрациями Вырицкого городского поселения, Кобринского сельского поселения, Сусанинского сельского поселения, Новосветского сельского поселения Гатчинского муниципального района, осуществляет функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории перечисленных муниципальных образований и оказывает ритуальные услуги в соответствии со статьями 9, 12 Закона N 8-ФЗ.
Во исполнение заключенных Договоров Общество по заданию местных органов власти осуществило захоронение 16 тел умерших, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не относились с категории пенсионеров, умершего ребенка по истечении 154 дней беременности, а также лиц, личность которых не была установлена органами внутренних дел.
Полагая, что обязанность возместить затраты, понесенные в связи с захоронением указанных лиц, лежит на Учреждении, Общество 01.07.2019 на основании пункта 3.3 Порядка предоставления социального пособия и возмещения стоимости услуг на погребение умерших граждан отдельных категорий в Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 15.02.2019 N 53 (далее - Порядок), обратилось к ответчику с заявлением о заключении соглашения о возмещении стоимости услуг на погребение умерших граждан отдельных категорий в Ленинградской области.
Отказ Учреждения в заключении с Обществом соответствующего соглашения и в возмещении Обществу понесенных затрат (письмо от 29.07.2019 N 2-01-19/4286) послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями Закона N 8-ФЗ и указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", нормами статей 1102 и 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворили исковые требования Общества, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
На основании статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела умершего на кладбище; погребение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 8-ФЗ услуги по погребению, указанные в пункте 1 этой статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В пункте 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ указано, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 названного Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. С учетом постановлений Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 N 74 и от 24.01.2019 N 32 размер выплаты в 2018 году составлял 5701 руб. 31 коп., в 2019 году - 5946 руб. 47 коп.
В пункте 2 статьи 10 Закона N 8-ФЗ указано, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.
Таким органом в Ленинградской области является Учреждение (пункт 1.2 Порядка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона N 8-ФЗ услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 этой статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Как следует из частей 4 - 6 областного закона Ленинградской области от 17.11.2017 N 72-ОЗ "Социальный кодекс Ленинградской области" (далее - Социальный кодекс), возмещение стоимости услуг специализированной службе по вопросам похоронного дела по погребению умершего либо в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности осуществляется в случае отсутствия супруга (супруги), близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, за погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел личности умершего, а также погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел.
Возмещение стоимости услуг осуществляется при условии, если умерший на день смерти не являлся пенсионером и не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, за исключением возмещения стоимости услуг по погребению умершего, личность которого не установлена органами внутренних дел.
Возмещение стоимости услуг по погребению осуществляется специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ, в размере, определенном на дату погребения умершего и равном стоимости услуг, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Согласно пункту 3.1 Порядка возмещение стоимости услуг специализированной службе согласно гарантированному перечню услуг по погребению осуществляется в соответствии с частями 4 - 6 статьи 11.1 Социального кодекса.
Пунктом 3.3 Порядка предусмотрено заключение соглашения между Учреждением и специализированной службой.
Возмещение стоимости услуг по погребению осуществляется в 10-дневный срок со дня обращения специализированной службы при условии представления документов, предусмотренных пунктом 3.3 настоящего Порядка (пункт 3.5 Порядка).
При рассмотрении дела суды пришли к правильному выводу о том, что положения Закона N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов на ритуальные услуги с наличием у специализированной службы статуса муниципального учреждения или предприятия и не запрещают осуществлять функции специализированной службы по вопросам похоронного дела иным выбранным органами местного самоуправления на конкурсной основе организациям.
Из положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации.
С учетом наличия Договоров, заключенных Обществом с Администрациями городских и сельских поселений, специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории указанных муниципальных образований в спорный период являлось Общество, на которое была возложена обязанность по осуществлению погребения умерших согласно гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренному частями 4 - 6 статьи 11.1 Социального кодекса.
Факт оказания Обществом услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не оспаривается.
Учитывая изложенное, суды, признав незаконным отказ Учреждения в заключении с Обществом предусмотренного пунктом 3.3 Порядка соглашения и в возмещении Обществу стоимости услуг по погребению, правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Учреждения, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права. Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2021 по делу N А56-13598/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ленинградского областного государственного казенного учреждения "Центр социальной защиты населения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Возмещение стоимости услуг по погребению осуществляется специализированной службе по вопросам похоронного дела, созданной в соответствии со статьей 29 Закона N 8-ФЗ, в размере, определенном на дату погребения умершего и равном стоимости услуг, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
...
При рассмотрении дела суды пришли к правильному выводу о том, что положения Закона N 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов на ритуальные услуги с наличием у специализированной службы статуса муниципального учреждения или предприятия и не запрещают осуществлять функции специализированной службы по вопросам похоронного дела иным выбранным органами местного самоуправления на конкурсной основе организациям.
Из положений статей 9 и 10 Закона N 8-ФЗ в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июня 2021 г. N Ф07-6104/21 по делу N А56-13598/2020