18 июня 2021 г. |
Дело N А66-8684/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Департамента городского имущества города Москвы - Александровой И.В. (доверенность от 29.12.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прагма Капитал" - Садовой Е.В. (доверенность от 15.12.2020), Паршина В.В. (доверенность от 15.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А66-8684/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Прагма Капитал" (далее - Общество) о взыскании 52 879 924 руб. 44 коп. платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и 7 311 483 руб. 79 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму 52 879 924 руб. 44 коп. за период с 03.07.2018 по 22.06.2020, процентов за период с 23.06.2020 по день фактической уплаты долга, начисленных на сумму долга, исходя из ключевой ставки Банка России.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.01.2021 в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, владельцам инвестиционных паев закрытого инвестиционного фонда рентного "Перспектива", доверительным управляющим которого является Общество, на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N 50:27:0030118:122 площадью 181 020 кв. м по адресу: г. Москва, пос. Михайлово-Ярцевское, вблизи д. Сенькино-Секерино.
Департаментом 23.11.2016 издано распоряжение N 34527 "Об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122, в соответствии с которым было установлено следующее разрешенное использование земельного участка:
- коммунальное обслуживание (3.1) (земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития надземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, размещения наземных сооружений и инфраструктуры объектов космической деятельности, военных объектов (1.2.13);
- склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
- отдых (рекреация) (5.0) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17);
- земельные участки (территории) общего пользования (12.0) (земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов, коллекторов, набережные (1.2.16));
- охрана природных территорий (9.1) (земельные участки, занятые особо охраняемыми природными территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами) (1.2.14);
- энергетика (6.7) (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов (1.2.10)).
Департамент в связи изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 43-ФЗ) начислил Обществу плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в размере 52 879 924 руб. 44 коп. и направил 03.07.2018 уведомление о необходимости ее оплаты.
Поскольку плата Обществом не внесена, Департамент обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции признал исковые требования необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 43-ФЗ решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, принимается на основании заявления этого лица при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на дату подачи указанного заявления видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Частью 4 статьи 22 Закона N 43-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок внесения собственниками земельных участков, расположенных в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области, платы за изменение видов разрешенного использования таких земельных участков устанавливаются законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области.
Порядок и условия внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка на территории города Москвы определен в статье 12.1 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" N 48 (далее - Закон N 48).
Согласно пункту 2 статьи 12.1 Закона N 48 размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между кадастровой стоимостью земельного участка с установленным на день подачи заявления собственника земельного участка видом разрешенного использования и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы видом разрешенного использования. Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Москвы.
В статье 12.2 Закона N 48 определены основания для освобождения собственников земельных участков от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка. Так, в силу пункта 3 названной статьи Закона N 48 плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается в случае, если значение кадастровой стоимости земельного участка с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования превышает значение кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Из материалов дела следует, что расчет платы за изменение вида разрешенного использования произведен истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122 на дату подачи заявления об изменении вида разрешенного использования (КС1) в размере 514 781 055 руб. 06 коп. и кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования (КС2) в размере 1 043 580 300 руб.
Между тем, решением Московского городского суда от 18.06.2018 по делу N 3а-1960/2018 (вступившим в законную силу 19.09.2018) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122 с измененным видом разрешенного использования (КС2) была снижена с 1 043 580 300 рублей до 333 558 000 рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030118:122 с установленным на день подачи заявления собственником земельного участка видом разрешенного использования (КС1 - 514 781 055,6 руб.) превышает значение кадастровой стоимости земельного участка с измененным видом разрешенного использования (КС - 333 558 000 руб.) на 181 223 055 руб. 06 коп., суды первой и апелляционной инстанций, применив пункт 3 статьи 12.2. Закона N 48, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных Департаментом исковых требований.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, обоснованными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А66-8684/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.