23 июня 2021 г. |
Дело N А56-38230/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Сазонова Г.В. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 21.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2021 по делу N А56-38230/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Космосервис третья", адрес: 194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 4-6, лит. А, пом. 12Н, ОГРН 1177847350944, ИНН 7802638707 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ), о признании недействительным распоряжения от 19.03.2020 N 882-рл "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург".
Решением суда первой инстанции от 07.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в реестре собственников (правообладателей) помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), представленном Обществом в качестве приложения к протоколу общего собрания, отсутствовали необходимые данные. Такой недостаток является существенным, поскольку не позволяет определить правовой статус лиц, принимавших участие в общем собрании собственников помещений МКД, их долю в праве собственности (количество голосов), а, следовательно, установить достоверность представленных документов и отсутствие признаков ничтожности.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество обратилось в ГЖИ с заявлением от 05.03.2020 вх. N 08-11-4965/20-0-0 о внесении изменений в реестр лицензий многоквартирных домов в связи с заключением договора управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, территория Усть-Славянка, Советский пр-т, д. 36, корп. 1, стр. 1 на основании протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 10.02.2020.
В ходе рассмотрения заявления с приложенными к нему документами Инспекцией установлено, что они не соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), а именно:
- реестр собственников помещений в МКД, являющийся приложением к протоколу общего собрания собственников от 10.02.2020, не содержит реквизиты документов, подтверждающих право собственности на указанные жилые помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из помещений;
- реквизиты документов, подтверждающих право собственности, отсутствуют в части собственников.
Учитывая изложенное, Инспекция посчитала, что установить наличие (отсутствие) признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 10.02.2020, не представляется возможным.
Указанные обстоятельства отражены в акте от 16.03.2020 и заключении от 19.03.2020.
Распоряжением Инспекции от 19.03.2020 N 882-рл Обществу отказано во внесении изменений в реестр лицензий, а именно:
- в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Порядка N 938/пр;
- в связи с несоответствием заявления и приложенных документов требованиям подпункта "а" пункта 3 Порядка N 938/пр (по обстоятельствам, отраженным в акте от 16.03.2020 и заключении от 19.03.2020).
В распоряжении от 19.03.2020 N 882-рл также указано на несоответствие заявления и приложенных документов подпункту "м" пункта 3 Порядка N 938/пр, поскольку копии представленных с заявлением документов надлежащим образом не заверены уполномоченным должностным лицом заявителя (не указана должность лица, заверившего документы).
Не согласившись с распоряжением от 19.03.2020 N 882-рл, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу части 3 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 48 ЖК РФ количество голосов которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно статье 18 ЖК РФ право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимое, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документе о передаче объекта долевого строительства.
Согласно статье 8 Закона N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее, чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. После получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока. При этом не допускается досрочное исполнение застройщиком обязательства по передаче объекта долевого строительства, если иное не установлено договором.
В соответствии с частью 1.1 статьи 44 ЖК РФ лица, принявшие от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Таким образом, с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет, пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника, а также вправе принимать участие в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме и принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников (правообладателей) помещений в МКД от 10.02.2020 участниками собрания было принято решение о выборе способа управления МКД в виде управляющей организации, в качестве управляющей организации выбрано Общество.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В случае изменения перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Частью 3 статьи 198 ЖК РФ установлено, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в том числе, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, содержащего сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр. К заявлению должны быть приложены документы, перечисленные в пункте 3 Порядка N 938/пр.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, перечисленных в названном пункте. В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Согласно подпункту "а" пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка.
В силу пункта 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр (далее - Требования N 44/пр).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Требований N 44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
- реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что к заявлению Общества от 05.03.2020 приложением N 1 к протоколу общего собрания собственников (правообладателей) от 10.02.2020 представлен реестр собственников (правообладателей) помещений МКД, содержащий сведения о собственниках/правообладателях помещений в спорном МКД и соответствующей площади, а также сведения об общей площади помещений МКД.
Приложением N 4 к протоколу от 10.02.2020 является реестр собственников (правообладателей) помещений МКД, принявших участие в общем собрании собственников помещений, содержащий Ф.И.О. собственника/правообладателя помещения, сведения о площади помещения, а также реквизиты документов, подтверждающих права собственников (правообладателей) на указанные жилые помещения (дату акта приема-передачи). Кроме того, аналогичные сведения были указаны в реестре договоров, заключенных управляющей компанией с собственниками (правообладателями) помещений МКД.
Как посчитали суды двух инстанций на основе непосредственного исследования доказательств, из протокола общего собрания от 10.02.2020 с приложениями к нему возможно установить, что в общем собрании, итоги которого оформлены названным протоколом, приняли участие собственники (правообладатели на основании актов приема-передачи) помещений в МКД, обладающие более чем 50 процентами голосов от общего числа голосов, что свидетельствует о наличии кворума и соответствует требованиям статьи 45 ЖК РФ.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа Обществу во внесении изменений в реестр лицензий в отношении спорного МКД.
Доводы о нарушении Обществом требований подпункта "м" пункта 3 Порядка N 938/пр также рассмотрены судами и правомерно отклонены.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается, в том числе, опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя). Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя.
В соответствии с пунктом 5.26 "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 N 2004-ст, отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
Как следует из представленных Инспекцией в материалы дела документов, Обществом при заверении копий документов используется текстовый штамп "копия верна" с указанием должности, фамилии и инициалов генерального директора.
Учитывая изложенное, представленные Обществом документы соответствовали также требованиям подпункта "м" пункта 3 Порядка N 938/пр.
ГЖИ не отрицала, что построенный МКД находился в управлении Общества, не привела сведений об оспаривании заинтересованными лицами в установленном судебном порядке решения, оформленного протоколом общего собрания от 10.02.2020.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные требования. Вопреки мнению подателя жалобы получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2021 по делу N А56-38230/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5.26 "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08.12.2016 N 2004-ст, отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).
Как следует из представленных Инспекцией в материалы дела документов, Обществом при заверении копий документов используется текстовый штамп "копия верна" с указанием должности, фамилии и инициалов генерального директора.
Учитывая изложенное, представленные Обществом документы соответствовали также требованиям подпункта "м" пункта 3 Порядка N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2021 г. N Ф07-7191/21 по делу N А56-38230/2020