23 июня 2021 г. |
Дело N А13-1103/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 21.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А13-1103/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27, ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альтернатива", адрес: 160031, г. Вологда, Октябрьская ул., д. 19А, оф. 9, ОГРН 1083525005101, ИНН 3525202429 (далее - Общество), о взыскании доначисленной арендной платы по договору аренды лесного участка от 18.06.2009 N 02-02-16/812-2009 (далее - Договор) за 2017 - 2019 годы в размере 332 453 руб. 40 коп., в том числе 277 044 руб. 49 коп. в федеральный бюджет, 55 408 руб. 91 коп. - в бюджет Вологодской области.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.02.2021, в удовлетворении иска отказано.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2021 рассмотрение кассационной жалобы было отложено на 21.06.2021.
Определением председателя судебного состава Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2021 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ввиду нахождения в отпуске судьи Мунтян Л.Б. произведена ее замена на судью Алешкевича О.А. В силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела в суде кассационной инстанции произведено с самого начала.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить исковые требования, ссылаясь на отсутствие в своих действиях признаков недобросовестности; указывает на недействительность дополнительных соглашений, поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, предусмотренного частью 2 статьи 74 и частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). По мнению Департамента, любые изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, в том числе при наличии исключений, перечисленных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, возможны только по решению суда.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам аукциона 18.06.2009 Департаментом (арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "НТКК" (арендатором) заключен Договор аренды лесного участка площадью 19 828 га, расположенного в Бабушкинском муниципальном районе, Идское участковое лесничество, кварталы N N 2, 2, 6, 7, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 38, 39, 40, 41, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 55, 56, 61, 62, 63, 64, 70, 71, 72, 76, 77, 78, 79, 86, 87, 88, целевое назначение - эксплуатационные леса, номер учетной записи в государственном лесном реестре: 554-2009-04. Договор зарегистрирован в установленном порядке, сроком его действия: до 18.06.2058.
Лесной участок принят арендатором по акту приема-передачи от 18.06.2009.
По договору о передаче прав и обязанностей по Договору от 23.08.2016 ООО "НТКК" передало права и обязанности арендатора ООО "ДИОНА".
По договору о передаче прав и обязанностей по Договору от 21.03.2018 ООО "ДИОНА" передало права и обязанности арендатора Обществу.
Порядок и сроки внесения арендной платы установлены в пунктах 5 - 7 Договора.
В соответствии с пунктами 5, 7 Договора арендная плата на момент подписания Договора составляет 2 679 408 руб. в год, ее размер подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Арендатор вносит арендную плату в сроки согласно приложению N 4 к Договору и представляет арендодателю в течение 30 дней после произведенной оплаты подтверждающие документы (пункт 6 Договора).
На момент заключения Договора расчетная лесосека лесничества принималась по материалам лесоустройства.
Приказом Департамента от 17.12.2008 N 641 утвержден лесохозяйственный регламент Бабушкинского государственного лесничества.
В связи с выявлением в ходе лесопатологического обследования погибших и поврежденных лесных насаждений, требующих выборочной санитарной рубки, между сторонами были заключены дополнительные соглашения от 30.11.2009, 08.12.2010, 18.11.2011, 01.02.2012, 09.11.2012, 07.03.2013, 01.10.2013, 17.06.2014, согласно которым среднегодовой объем изъятия древесины увеличен за счет внесения изменений в части рубки погибших и поврежденных лесных насаждений в период, установленный данными соглашениями.
Суд первой инстанции указал, что дополнительные соглашения от 30.11.2009 N 02-02-16/1102-2009, от 08.12.2009 N 02-02-16/428-2010, от 18.11.2011 N 35-35-10/010/2011-535, от 01.02.2012 N 02-01-16/62-2012 заключены на изменение качественных и количественных характеристик лесного участка, объемов использования лесов на участке, размера арендной платы в связи с изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами.
Приказом Департамента от 29.08.2011 N 796 был утвержден новый лесохозяйственный регламент Бабушкинского лесничества на территории Вологодской области.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.04.2015 N 105 установлены новые возрасты рубок на территории Вологодской области (возраст по хвойным насаждениям снижен), в связи с чем приказом Департамента от 09.06.2016 N 718 внесены соответствующие изменения в лесохозяйственный регламент Бабушкинского лесничества, утвержденный приказом Департамента от 29.08.2011 N 796. Таблица 2.1.1.2 изложена в новой редакции, в том числе возраст рубок.
На основании указанных изменений между сторонами было заключено дополнительное соглашение от 29.06.2016 к Договору.
Департамент направлял в адрес арендатора ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017 - 2019 годы, в которых с учетом заключенных дополнительных соглашений указывал арендатору конкретные размеры арендной платы в федеральный бюджет и в бюджет Вологодской области.
Арендатор уплачивал арендные платежи в 2017 - 2019 годах в размерах, установленных дополнительными соглашениями от 30.11.2009 N 02-02-16/1102-2009, от 08.12.2009 N 02-02-16/428-2010, от 18.11.2011 N 35-35-10/010/2011-535, от 01.02.2012 N 02-01-16/62-2012, с учетом ежегодной индексации согласно уведомлениям арендодателя по договору на 2017, 2018 и 2019 годы.
В 2019 году Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу проведена внеплановая выездная проверка Департамента, по результатам которой выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 18.10.2019, согласно которому Департамент обязан в срок до 01.06.2020 обеспечить перерасчет арендной платы по договорам аренды лесных участков с учетом выявленных нарушений.
Полагая, что исчисление размера арендной платы следует производить, основываясь на условиях Договора, истец произвел перерасчет арендной платы за 2017 - 2019 годы, и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, глава 6 ЛК РФ дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, стало возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.
Поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно также только по решению суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение сторонами условий Договора путем заключения соглашений противоречило установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
При этом суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о злоупотреблении Департаментом правом.
Суд кассационной инстанции считает, что в рассматриваемом случае последовательность действий Департамента не свидетельствует о его намерении причинить вред Обществу. Обращение Департамента в суд обусловлено выданным Обществу Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу предписанием от 18.10.2019 по результатам выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения при заключении без решения суда соглашения, определяющего размер арендной платы ввиду изменения количественных и качественных характеристик лесных участков.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку по делу требуется оценка представленных доказательств, обосновывающих размер взыскиваемой задолженности, которая не подвергалась проверке судами двух инстанций, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение по делу (обоснованность доначисления арендных платежей за 2017 - 2019 годы, составляющих разницу между внесенными ответчиком согласно соглашениям и доначисленными Департаментом, установленными изначально при заключении Договора), после чего, рассмотрев все доводы участвующих в деле лиц, принять законный и обоснованный судебный акт, решив вопрос о распределении судебных расходов, возникших при рассмотрении дела, в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 09.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А13-1103/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
...
Поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно также только по решению суда (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение сторонами условий Договора путем заключения соглашений противоречило установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2021 г. N Ф07-5969/21 по делу N А13-1103/2020