24 июня 2021 г. |
Дело N А56-11522/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Васильевой Е.С., Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Имаклик Сервис" Давыдовского С.В. (доверенность от 18.01.2021), от Выборгской таможни Романовой М.Г. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев 24.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имаклик Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А56-11522/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Имаклик Сервис", адрес: 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 11, лит. Б, ОГРН 1107847359840, ИНН 7811476185 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), от 29.10.2019 N RKT-10206000-19/000510 о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД), а также об обязании таможенного органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда первой инстанции от 24.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение положений процессуального законодательства, просит отменить решение от 24.09.2020 и постановление от 16.03.2021 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды неправомерно признали верной классификацию спорного товара (компонентов), произведенную таможенным органом по коду 8528 71 990 0 ТН ВЭД. Общество настаивает на том, что ввезенный товар является запасными частями для дальнейшего производства на территории Российской Федерации приставки цифрового телевидения; для приведения спорных компонентов в завершенный вид недостаточно лишь сборочных операций, требуется совершить рабочие операции (в частности, установить в процессе производства криптомодуль, который дешифрует входящий поток), после которых компоненты обретут основное свойство завершенного товара, т.е. будут иметь способность принимать цифровое телевидение и передавать изображение на экран телевизора.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель таможенного органа возражал против ее удовлетворения по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 10.04.2019 N 1/2019, заключенного с компанией "TEFU UK LIMITED" (Великобритания), Общество приобрело и ввезло на таможенную территорию Евразийского таможенного союза части, предназначенные для сборки приемника (приставки) цифрового телевидения "IMAQLIQ G-BOX X".
К таможенному оформлению по декларации на товары N 10206100/280819/0004866 Общество заявило: товар N 1 - "части пластиковых корпусов прямоугольной формы для IPTV приставки IMAQLIQ G-BOX X, изготовлены из сополимера акрилонитрила (пластик АБС), пустотелые" (верхняя часть корпуса, основание корпуса, пластиковые подложки); производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 2 - "электронные модули для приемников цифрового телевидения IMAQLIQ G-BOX, представляют собой платы со смонтированными на них электрическими компонентами, предназначены для передачи изображения на ТВ по широкополосным сетям с использованием Интернета и VOIP-системе связи"; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 3 - "стальные винты с крестообразным шлицем, предназначены для сборки корпусов приставок IMAQLIQ G-BOX"; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 4 - "полиэтиленовые пакеты для упаковки приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX"; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 5 - "уплотнительные кольца из вулканизированной резины, предназначены для сборки приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX"; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 6 - "подложки из вулканизированной резины, предназначены для сборки приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX и для предотвращения скольжения готового изделия"; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 7 - "самоклеящиеся полимерная пленка, предназначена для сборки приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX", плоские подложки квадратной формы, предназначенные для фиксации чипа внутри изделия без применения клея, являются постоянно липкими и плотно приклеиваются к поверхности при постоянном контакте; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 8 - "инструкция по эксплуатации для приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX X на бумажном носителе, в виде отдельных листов; производитель: SHENZHEN ELCON TECHOLOGY CO. LTD; товар N 9 - "металлические пластины из алюминиевых сплавов толщиной 1,5 мм, предназначены для сборки приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX X; товар N 10 - "HDIM кабель электрический напряжением 20 В, предназначен для приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX X; товар N 11 - "пульт дистанционного управления, предназначен для передачи инфракрасных сигналов к различным бытовым устройствам, оборудованным инфракрасным приемником; товар N 12 - "коробки картонный, гофрированные, складывающиеся, предназначены для упаковки приемников цифрового телевидения IMAQLIQ IPTV G-BOX X.
При таможенном декларировании ввезенные товары классифицированы по следующим кодам: товар N 1 по коду 3926 90 970 9 ТН ВЭД "Изделия прочие из пластмасс и изделия из прочих материалов товарных позиций 3901 - 3914: - прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие" (ставка таможенной пошлины 6,5%); товар N 2 по коду 8529 90 650 9 ТН ВЭД "Части, предназначенные исключительно или в основном для аппаратуры товарных позиций 8525 - 8528: - прочие: -- прочие: --- электронные модули: ---- прочие" (ставка таможенной пошлины 0%); товар N 3 по коду 7318 15 590 0 ТН ВЭД "Винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные) и аналогичные изделия, из черных металлов: - изделия, снабженные резьбой: -- винты и болты прочие, в комплекте с гайками или шайбами или без них: --- прочие: ---- прочие: ----- с головками: ------ с крестообразным шлицем: ------- прочие" (ставка таможенной пошлины 8%); товар N 4 по коду 3923 29 900 0 ТН ВЭД "Изделия для транспортировки или упаковки товаров, из пластмасс; пробки, крышки, колпаки и другие укупорочные средства, из пластмасс: - мешки и сумки (включая конические): -- из прочих пластмасс: --- прочие" (ставка таможенной пошлины 6,5%); товар N 5 по коду 4016 93 000 5 ТН ВЭД "Изделия из вулканизованной резины, кроме твердой резины, прочие: - прочие: -- прокладки, шайбы и прочие уплотнители: --- прочие" (ставка таможенной пошлины 5%); товар N 6 по коду 4016 99 970 8 ТН ВЭД "Изделия из вулканизованной резины, кроме твердой резины, прочие: - прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие: ----- прочие" (ставка таможенной пошлины 10%); товар N 7 по коду 3919 90 000 0 ТН ВЭД "Плиты, листы, пленка, лента, полоса и прочие плоские формы, из пластмасс, самоклеящиеся, в рулонах или не в рулонах: - прочие" (ставка таможенной пошлины 6,5%); товар N 8 по коду 4901 10 000 0 ТН ВЭД "Печатные книги, брошюры, листовки и аналогичные печатные материалы, сброшюрованные или в виде отдельных листов: - в виде отдельных листов, сфальцованные или несфальцованные" (ставка таможенной пошлины 0%); товар N 9 по коду 7606 12 920 9 ТН ВЭД "Плиты, листы, полосы или ленты алюминиевые толщиной более 0,2 мм: - прямоугольные (включая квадратные): -- из алюминиевых сплавов: --- прочие, толщиной: ---- менее 3 мм: ----- прочие" (ставка таможенной пошлины 10%); товар N 10 по коду 8544 42 900 7 ТН ВЭД "Провода изолированные (включая эмалированные или анодированные), кабели (включая коаксиальные кабели) и другие изолированные электрические проводники с соединительными приспособлениями или без них; кабели волоконно-оптические, составленные из волокон с индивидуальными оболочками, независимо от того, находятся они или нет в сборе с электропроводниками или соединительными приспособлениями:-- оснащенные соединительными приспособлениями: --- прочие: ----- прочие" (ставка таможенной пошлины 12%); товар N 11 по коду 8543 70 900 0 ТН ВЭД "Машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - машины и аппаратура прочие: -- прочие" (ставка таможенной пошлины 0%); товар N 12 по коду 4819 10 000 0 ТН ВЭД "Картонки, ящики, коробки, мешки, пакеты и другая упаковочная тара, из бумаги, картона, целлюлозной ваты или полотна из целлюлозных волокон; коробки для картотек, лотки для писем и аналогичные изделия, из бумаги или картона, используемые в учреждениях, магазинах или в аналогичных целях: - картонки, ящики и коробки, из гофрированной бумаги или гофрированного картона" (ставка таможенной пошлины 5%).
В ходе проверочных мероприятий Таможня пришла к выводу о нарушении Обществом требований таможенного законодательства в части заявления недостоверного кода спорных товаров, в связи с чем приняла решение от 29.10.2019 N РКТ-10206000-19/000510, в соответствии с которым ввезенные товары N 1 - 12 являются "IPTV приемник цифрового телевидения IMAQLIQ G-Box X" и подлежат классификации в товарной подсубпозиции 8528 71 990 0 ТН ВЭД "Мониторы и проекторы, не включающие в свой состав приемную телевизионную аппаратуру; аппаратура приемная для телевизионной связи, включающая или не включающая в свой состав широковещательный радиоприемник или аппаратуру, записывающую или воспроизводящую звук или изображение: -- не предназначенная для включения в свой состав видеодисплея или экрана: ---- прочая". Как указал таможенный орган, ввезенный товар представляет собой IPTV приемник цифрового телевидения в несобранном виде, поставляется в виде комплекта элементов для сборки, состоящего из: верхней части корпуса, нижней части корпуса (основания), электронного модуля (плата со смонтированными электрическими компонентами), металлически винтов с крестообразным шлицем, электроизоляционной трубки, противоскользящих ножек, двусторонней липкой ленты, пленки на клеевой основе для затемнения участков корпуса, металлической пластины для отведения тепла с радиатора охлаждения, HDIM кабеля, пульта дистанционного управления, инструкции по эксплуатации, пакета, картонной коробки. Количество элементов достаточно для сборки 7064 приемников IPTV. Для сборки необходимо выполнить простые сборочные операции (манипуляции) с применением ручного инструмента.
В этой связи было принято также решение Таможни от 12.11.2019 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Не согласившись с решением Таможни о классификации товара, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 20 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государств - членов ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Учитывая изложенное, в соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД решающее значение для классификации товара по ТН ВЭД должны иметь его объективные характеристики и свойства, как они определены в тексте товарной позиции, соответствующих примечаниях к разделам или группам. Аналогичный подход в силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД должен применяться в тех случаях, когда имеется необходимость классифицировать товар по той или иной субпозиции.
Оспариваемым решением Таможни о классификации товара в соответствии с пунктом 2(а) и 6 ОПИ ТН ВЭД, товары N 1 - 12 классифицированы таможенным органом в подсубпозицию 8528 71 990 0 ТН ВЭД.
В товарную подсубпозицию 8528 71 990 0 ТН ВЭД, примененную Таможней, включаются: (1) мониторы и проекторы, не включающие в свой состав телевизионную приемную аппаратуру; (2) телевизионная приемная аппаратура, совмещенная или не совмещенная с радиовещательным приемником или аппаратурой, записывающей или воспроизводящей звук или изображение, для отображения сигналов (телевизионные приемники); (3) аппаратура для приема телевизионных сигналов, не имеющая возможности воспроизведения (например, приемники спутникового телевизионного вещания).
Согласно пункту (Г) "Приемная аппаратура для телевизионной связи" Пояснений к товарной позиции 8528 ТН ВЭД данная категория включает аппаратуру, предназначенную или не предназначенную для включения в свой состав видеодисплея или экрана, такую как:
(1) Приемники телевизионного вещания (наземного, кабельного или спутникового), которые не содержат устройство отображения (ЭЛТ, ЖКД и т.д.). Данные аппараты получают сигналы и преобразуют их в сигналы, пригодные для отображения. Они могут также содержать модем для подключения к Интернету. Данные приемники предназначены для использования с видеозаписывающей или видеовоспроизводящей аппаратурой, мониторами, проекторами или телевизорами. Однако устройства, которые просто выделяют высокочастотные телевизионные сигналы (иногда называемые видеотюнерами), должны включаться как части в товарную позицию 8529;
(2) Телевизионные приемники для промышленного использования (например, для считывания показаний приборов на расстоянии или для наблюдения в опасных местах). С этой аппаратурой связь часто осуществляется по проводной линии связи:
(3) Телевизионные приемники всех типов (ЖКД, плазменные, ЭЛТ и т.д.), используемые в быту (телевизионные приемники), совмещенные или не совмещенные с широковещательным радиоприемником, видеомагнитофоном, DVD-плеером, устройством для записи DVD, приемником спутниковой связи и т.д.
На основании правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Случаи, подпадающие под действие данного Правила, упомянуты в общих положениях Пояснений к разделам или группам ТН ВЭД.
Так, пунктом (IV) Незавершенные машины Пояснений к разделу XVI ТН ВЭД установлено, что в данном разделе любое упоминание машины или устройства относится не только к завершенной машине, но и к незавершенной машине (то есть собранной из частей настолько полно, что она уже обладает главными существенными признаками завершенной машины).
В Пояснениях к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения; (V) Несобранные машины) указано, что для удобства транспортировки многие машины и устройства транспортируются в несобранном виде. Хотя фактически товары в этом случае представляют собой набор частей, они классифицируются как соответствующая машина, а не в какой-либо отдельной товарной позиции, относящейся к частям. То же относится и к незавершенным машинам, имеющим признаки завершенной машины (см. пункт (IV) выше) и представленным в разобранном виде (см. также в этой связи общие положения к группам 84 и 85). Однако несобранные компоненты в количестве, превышающем необходимое для завершенной машины или для незавершенной машины, имеющей характеристики завершенной машины, включаются в товарные позиции, соответствующие данным товарам.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение таможенного эксперта от 05.10.2019 N 12402080/0033422, пояснения таможенного эксперта, заключение специалиста от 30.06.2020 N СЭ-1061-2020, руководствуясь положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, ТН ВЭД, ОПИ ТН ВЭД, суды пришли к выводу о законности оспариваемого решения таможенного органа.
Формулируя указанный вывод, суды исходили из того, что спорная партия товара фактически представляет собой приемник цифрового телевидения в несобранном виде и обладает свойством комплектного товара, представленного в несобранном виде.
Судами рассмотрен и отклонен довод Общества о том, что оно на своих производственных площадях самостоятельно изготавливает платы, которые затем методом пайки устанавливает на электронные модули приемников цифрового телевидения, соответственно, без указанной высокотехнологической операции приемник цифрового телевидения не является готовым товаром и не может эксплуатироваться для воспроизведения зашифрованных видеопотоков.
Суды учли, что согласно заключению таможенного эксперта от 04.10.2019 N 12402080/0033422 товары, ввезенные и задекларированные Обществом по спорной декларации на товары, идентифицированы как части, предназначенные для сборки приемника (приставки) цифрового телевидения марки "IMAQLIQ" модели G-Box X, предназначенного для приема сигнала цифрового телевидения в сетях IPTV и OTT; ввезенных элементов достаточно для сборки приемника (приставки) цифрового телевидения, при этом необходимо выполнить простые сборочные операции (манипуляции) с применением ручного инструмента (отвертки), следовательно, ввезенные товары являются приемниками цифрового телевидения в несобранном виде.
Из пояснений таможенного эксперта усматривается, что в исследованных печатных платах с электронными компонентами (электронных модулях) для приема сигнала цифрового телевидения в сетях IPTV и OTT технологические (контактные) места для монтажа (напайки) платы "криптомодуля" отсутствуют, как и разъемы для подключения смарт-карты или CAM-модуля. Следовательно, отсутствует возможность произвести монтаж (напайку) платы "криптомодуля" на исследованный и ввезенный по спорной декларации на товары товар N 2.
При этом судами принято во внимание, что в соответствии с представленной Обществом инструкцией по установке "криптомодуля" от 29.08.2019 N ДЖНВ.658000.002 для его установки необходимы три комплектующих, а именно: плата приемника цифрового телевидения Q811XS-V03; криптомодуль FPUI-V11 (IMAQrypt); припой. Однако спорные платы имеют маркировку "Q905XS-V01", отличную от той, что приведена в инструкции. Доказательства того, что инструкции по установке "криптомодуля" от 29.08.2019 N ДЖНВ.658000.002 применяется к спорной плате "Q905XS-V01", Общество в материалы дела не представило.
Возражения Общества, касающиеся несогласия с результатом таможенной экспертизы, а также представленное им заключение специалиста, были предметом рассмотрения и исследования судов. Суды подробно и аргументировано изложили в обжалуемых судебных актах правовую оценку заключению специалиста, с которой у суда кассационной инстанции нет оснований не согласиться.
Довод заявителя о нарушении норм процессуального права, выразившихся в необоснованном приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, представленных Таможней, подлежит отклонению.
Процессуальный закон не запрещает апелляционному суду принимать дополнительные документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, а обязывает суд сделать это (абзац 2 части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; АПК РФ). При этом из постановления суда апелляционной инстанции следует, что представленные таможенным органом документы лишь дополняют обоснование принятого Таможней решения, основной объем доказательств был представлен в суд первой инстанции.
Довод подателя жалобы о необоснованном отклонении судами ходатайства о назначении судебной экспертизы кассационной инстанцией отклоняется.
По смыслу статьи 82 АПК РФ судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Таким образом, назначение экспертизы является правом суда, а не его обязанностью. Необходимость в разъяснении вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос, и не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
В спорной ситуации совокупность имеющихся в деле доказательств, в том числе заключения таможенного эксперта и заключения специалиста, получивших должную правовую оценку, позволила судам разрешить спор по существу без назначения судебной экспертизы, что не противоречит положениям статьи 82 АПК РФ.
Вопреки позиции Общества, из содержания судебных актов следует, что суды всесторонне исследовали доказательства по делу, установили необходимые для разрешения спора обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку доводам заявителя и верно указали на правомерное применение Таможней при вынесении оспариваемого решения правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД.
Из Пояснения I к правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД (товары, представленные в некомплектном или незавершенном виде) следует, что первая часть правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД расширяет содержание товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия.
Вторая часть правила 2(а) ОПИ ТН ВЭД предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия. Товары бывают представлены подобным образом обычно в связи с требованиями упаковки, погрузочно-разгрузочных операций или транспортировки.
Согласно пояснению (VII) к правилу 2(а) ОПИ ТН ВЭД термин "товары, представленные в несобранном или разобранном виде" означает изделия, компоненты которых должны собираться с помощью крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.), или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность сборки.
Случаи, подпадающие под действие правила 2(а) ОПИ ТН ВЭД, упомянуты в общих положениях к разделам или группам (например, раздел XVI и группы 44, 86, 87 и 89).
Исходя из Пояснений к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения; (V) Несобранные машины), только компоненты в количестве, превышающем необходимое для завершенной машины, подлежат классификации как отдельный товар.
В рассматриваемом случае судами установлено и Обществом не опровергнуто, что при классификации товара в количестве 7064 штук в товарной позиции 8528 71 990 0 ТН ВЭД таможенный орган применил правило 2 (а) ОПИ ТН ВЭД с учетом вышеприведенных Пояснений к ТН ВЭД.
С учетом результатов таможенного досмотра и на основании заключения таможенного эксперта Таможней выяснено, что фактически по спорной декларации на товары Обществом ввезен комплект элементов для сборки 7064 приемников IPTV. Указанное количество приемников IPTV было определено исходя из количества заявленных в декларации на товары электронных модулей (плат) с целью их последующей сборки в готовое изделие (приемник цифрового телевидения).
Поскольку рассматриваемые товары представляют собой комплектующие для сборки приемников цифрового телевидения, и в силу правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД должны рассматриваться как полностью комплектные и собранные IPTV приемники, на основании правил 2 (а), 6 ОПИ ТН ВЭД, подпункта (IV) Пояснений к разделу XVI ТН ВЭД, Пояснений к товарной позиции 8528 ТН ВЭД, суды пришли к обоснованному выводу, что спорные товары правомерно классифицированы Таможней в товарной подсубпозиции 8528 71 990 0 ТН ВЭД.
Ссылки Общества на то, что основное свойство готового изделия - приемника (приставки) цифрового телевидения модели G-Box X, элементы которого в разобранном виде были ввезены и задекларированы по спорной декларации на товары, указанный товар приобретает только после установки на территории Российской Федерации криптомодуля, проведения климатических испытаний, старения компонентов и установки программного обеспечения, суды признали недоказанными. Совокупность исследованных судами доказательств свидетельствует о том, что Обществом не опровергнуты выводы таможенного эксперта о том, что для сборки приемника (приставки) цифрового телевидения модели G-Box X, ввезенного и задекларированного заявителем в разобранном виде, необходимо выполнить простые сборочные операции (манипуляции) с применением ручного инструмента (отвертки).
Несогласие подателя кассационной жалобы с оценкой доказательств, изложенной в принятых по делу судебных актах, не является достаточным основанием для их отмены либо изменения в кассационном порядке. Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы Общества отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 по делу N А56-11522/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Имаклик Сервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу статьи 82 АПК РФ судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
...
Исходя из Пояснений к разделу XVI ТН ВЭД (Общие положения; (V) Несобранные машины), только компоненты в количестве, превышающем необходимое для завершенной машины, подлежат классификации как отдельный товар.
...
Поскольку рассматриваемые товары представляют собой комплектующие для сборки приемников цифрового телевидения, и в силу правила 2 (а) ОПИ ТН ВЭД должны рассматриваться как полностью комплектные и собранные IPTV приемники, на основании правил 2 (а), 6 ОПИ ТН ВЭД, подпункта (IV) Пояснений к разделу XVI ТН ВЭД, Пояснений к товарной позиции 8528 ТН ВЭД, суды пришли к обоснованному выводу, что спорные товары правомерно классифицированы Таможней в товарной подсубпозиции 8528 71 990 0 ТН ВЭД."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июня 2021 г. N Ф07-7249/21 по делу N А56-11522/2020