28 июня 2021 г. |
Дело N А05-9238/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Юшмановой В.В. (доверенность от 24.12.2020 N 95-20),
рассмотрев 23.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А05-9238/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество, ПАО "МРСК Северо-Запада"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к прокурору Устьянского района Архангельской области, адрес: 165210, Архангельская обл., Устьянский р-н, п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 21 (далее - Прокурор), и прокуратуре Архангельской области, адрес: 163002, г. Архангельск, Новгородский пр., д. 15, ОГРН 1022900513063, ИНН 2901052689 (далее - Прокуратура), о признании недействительным и не подлежащим исполнению представления Прокурора от 02.07.2020 N 7-13-2020 об устранении нарушений федерального законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования "Шангальское" Устьянского района Архангельской области, адрес: 165230, Архангельская обл., Устьянский р-н, с. Шангалы, ул. Ленина, д. 23, ОГРН 1052907033783, ИНН 2922006926 (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление Прокурора незаконно возлагает на Общество обязанность по спиливанию (вырубке) деревьев, расположенных на придомовой территории многоквартирного дома 26 по улице Ленина в селе Шангалы. Общество настаивает, что данная обязанность в соответствии с нормами действующего законодательства должна быть возложена на соответствующее публично-правовое образование - Администрацию либо собственников или управляющую организацию указанного дома.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в отношении территории, ограниченной ул. Ленина и Полевым пер. в с. Шангалы Устьянского р-на Архангельской обл. В ходе проверки проведен осмотр территории, результаты которого зафиксированы в акте осмотра от 03.06.2020 с приложением схемы и фототаблицы.
В ходе осмотра установлено, что возле дома N 26 по ул. Ленина в с. Шангалы Устьянского р-на Архангельской обл. в непосредственной близости от пяти деревьев породы "тополь" проходят линии воздушной электропередачи. Расстояние от края ствола дерева N 1 до проекции крайнего провода линии электропередачи составляет 6 м, от края ствола дерева N 2 до проекции крайнего провода линии электропередачи - 6 м, от края ствола дерева N 3 до проекции крайнего провода линии электропередачи - 5,2 м, от края ствола дерева N 4 до проекции крайнего провода линии электропередачи - 4,5 м, от края ствола дерева N 5 до проекции крайнего провода линии электропередачи - 3,3 м. Участвовавшие в осмотре представители государственного казенного учреждения Архангельской области "Устьянское лесничество" Шарый А.И. и Темежников А.В. отметили, что возраст этих пяти деревьев около 80 лет, деревья считаются старыми, имеют сухие ветви, деревья являются хрупкими, подвержены ветролому, при сильных порывах ветра возможно их обрушение на линию воздушной электропередачи и кровлю указанного дома, названные деревья являются аварийными, в связи с чем необходим их спил до корневой шейки.
В соответствии с данными публичной кадастровой карты вдоль линии воздушной электропередачи, проходящей возле названных деревьев, установлена зона с особыми условиями использования территории "Охранная зона ВЛ-10кВ "234-21" с реестровым номером 29:18-6.51".
Согласно письму производственного отделения "Вельские электрические сети" Архангельского филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" от 25.06.2020 N МР2/1-2/11/1-2-16/2845 ширина охранной зоны объекта электросетевого хозяйства с реестровым номером 29:18-6.51 в месте пересечения с Полевым пер. в с. Шангалы Устьянского р-на Архангельской обл. составляет 22 м.
Посчитав, что выявленные в ходе проверки обстоятельства свидетельствуют о нарушении Обществом требований Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), Прокурор вынес представление об устранении нарушений федерального законодательства от 02.07.2020 N 7-13-2020, которым обязал Общество принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, а также недопущению указанных нарушений впредь, а именно организовать работы по спиливанию (вырубке) до корневой шейки деревьев породы "тополь", произрастающих на земельном участке, расположенном по адресу: Архангельская обл., Устьянский р-н, с. Шангалы, ул. Ленина, д. 26, а также рассмотреть вопрос о реализации права работодателя по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения закона.
Не согласившись с указанным представлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "МРСК Северо-Запада" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В данном случае Прокуратурой в соответствии с указанными нормами проведена проверка Общества на предмет соблюдения законодательства в сфере содержания охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил N 160 установлена обязанность сетевой организации по соблюдению требований, предусмотренных разделом IV названных Правил (пункты 16-24).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также установив, что спорные деревья произрастают в охранной зоне с особыми условиями использования земельных участков и создают угрозу обрыва воздушной линии электропередачи, суды пришли к правильному выводу об обязанности Общества как сетевой организации в целях обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства произвести вырубку находящихся в охранной зоне деревьев, угрожающих падением.
Учитывая в совокупности и взаимной связи изложенное выше, суд кассационной инстанции соглашается с позиций судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Данные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А05-9238/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил N 160 установлена обязанность сетевой организации по соблюдению требований, предусмотренных разделом IV названных Правил (пункты 16-24).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 21 Правил N 160 для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2021 г. N Ф07-6498/21 по делу N А05-9238/2020