29 июня 2021 г. |
Дело N А56-73488/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Чижова М.Г. (доверенность от 28.05.2021), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" Слепченок В.О. (доверенность от 28.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А56-73488/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района", адрес: 193315, Санкт-Петербург, Народная ул., д. 47, корп. 4, ОГРН 1089847179950, ИНН 7811405931 (далее - Общество), о взыскании 602 616 руб. 99 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.08.2008 N 7805.038.1 за период с марта по май 2020 года (с учетом уточнения иска).
Решением от 15.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2021, иск удовлетворен частично; с Общества в пользу Предприятия взыскано 588 645 руб. 69 коп. задолженности; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 15.11.2020 и постановление от 27.01.2021, иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды необоснованно освободили Общество от оплаты всего объема тепловой энергии, зафиксированного общедомовыми приборами учета тепловой энергии, стоимость которого рассчитана исходя из действующих тарифов. Суды не применили пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Суды не учли, что коммунальные ресурсы, поставляемые Предприятием в многоквартирный дом в рамках заключенного Договора, приобретаются Обществом не только в целях предоставления соответствующих коммунальных услуг, но и в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. Также суды не учли, что абзац 5 пункта 42 (1) Правил N 354 редакции, действующей в спорный период, напрямую предусматривает обязанность ответчика распределить весь объем тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом. Контррасчет Общества не соответствует действующему законодательству и является необоснованным, доказательства наличия на стороне Общества переплаты в материалах дела не представлены. Объем тепловой энергии, который потреблен исполнителем коммунальных услуг сверх норматива, необходим самому абоненту для предоставления коммунальной услуги надлежащего качества.
В кассационной жалобе и письменных пояснениях к ней Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит изменить решение от 15.11.2020 и постановление от 27.01.2021, взыскать с Общества в пользу Предприятия 254 882 руб. 58 коп., в остальной части иска отказать.
По мнению подателя жалобы, поскольку тариф на тепловую энергию в спорный период установлен для истца с учетом стоимости теплоносителя, который из системы отопления не отбирается, то стоимость теплоносителя не подлежит включению в тариф на тепловую энергию. Определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 по делу N 66а-441/2021 пункты 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 N 215-р "Об установлении тарифов для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-петербурга на 2020 год" (далее - Распоряжение N 215-р) признаны недействующими с даты принятия. Согласно контррасчету ответчика, в котором применен тариф в рублях за Гкал без стоимости теплоносителя, Предприятие завысило стоимость поставленной тепловой энергии на отопление на 333 763 руб. 11 коп.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в своей кассационной жалобе, и возражал против удовлетворения жалобы Общества. Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в своей кассационной жалобе, и возражал против удовлетворения жалобы Предприятия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 01.08.2008 N 7805.038.1 в редакции дополнительного соглашения от 01.02.2009 N 2 (далее - Договор), по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 47, корп. 4, лит. К, а абонент - своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
В силу пункта 2.1 Договора энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию в горячей воде с подключенной тепловой нагрузкой 1,14987 Гкал/ч, в том числе на отопление и горячее водоснабжение.
Согласно пункту 2.2 Договора количество тепловой энергии, потребленной абонентом, определяется по аттестованным и допущенным к коммерческому использованию узлам учета, а в случае их отсутствия - в соответствии с разделом 4 договора.
В соответствии с разделом 4 Договора учет и расчет потребления тепловой энергии за расчетный период определяются в соответствии с "Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя" исходя из данных приборов учета при их наличии.
Порядок расчетов за отпущенную тепловую энергию определен сторонами в разделе 5 Договора.
Согласно пункту 5.4 Договора энергоснабжающая организация в первой декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет акцептно платежное требование за потребленную тепловую энергию расчетного месяца. Оплата платежного документа, выставленного энергоснабжающей организацией, производится абонентом в течение пяти банковских дней со дня выставления.
В обоснование иска Предприятие сослалось на то, что во исполнение Договора в период с марта по май 2020 года оно поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Общества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, которую последнее в полном объеме не оплатило.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательства по оплате коммунального ресурса, потребленного в спорный период, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили частично.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Поскольку коммунальный ресурс в данном случае поставлялся в многоквартирный жилой дом, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354)
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Возражая против иска, Общество выразило несогласие с расчетом объема тепловой энергии, поставленной в спорный период на нужды горячего водоснабжения, полагая, что расчеты должны производиться в куб. м, поскольку оно выставляет населению плату за горячее водоснабжение исходя из тарифа на горячую воду в руб. / куб. м.
Исходя из положений пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам.
Установив, что задолженность рассчитана Предприятием с нарушением порядка определения платы за горячую воду, поставленную ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный жилой дом в целях оказания соответствующей коммунальной услуги, суд первой инстанции правомерно произвел корректировку расчета и уменьшил размер задолженности до 588 645 руб. 69 коп.
Кассационная инстанция отклоняет ссылку ответчика на то, что определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 по делу N 66а-441/2021 пункты 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2 Распоряжения N 215-р признаны недействующими с даты принятия и расчет истца, в котором применен при расчете стоимости отопления недействующий тариф, является неправильным.
Распоряжением Комитета по тарифам от 19.12.2018 N 252-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на территории Санкт-Петербурга на 2019-2023 годы" в приложении 6.1 установлен льготный тариф на тепловую энергию, поставляемую Предприятием потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на 2020 год размер которого равен тарифу, который был установлен Распоряжением N 215-р.
При таких обстоятельствах отмена Распоряжения N 215 в части установления тарифа на тепловую энергию для расчета размеры платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А56-73488/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" и общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
...
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2021 г. N Ф07-5105/21 по делу N А56-73488/2020