30 июня 2021 г. |
Дело N А56-57778/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Пастуховой М.В. и Судас Н.Е.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Воронцова С.Э. (доверенность от 11.01.2021), от Министерства обороны Российской Федерации Воронцова С.Э. (доверенность от 12.01.2020),
рассмотрев 30.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 по делу N А56-57778/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТГК-2 Энергосбыт", адрес: 163001, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101, каб. 506, ОГРН 1107604019962, ИНН 7604193710 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании (с учетом уточнения требований) 286 361 руб. 92 коп. задолженности за потребленную в марте и апреле 2020 года электрическую энергию, а при недостаточности или отсутствии денежных средств у Учреждения - о взыскании указанных денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Управление) и администрация муниципального образования "Боброво-Лявленское", адрес: Архангельская обл., Приморский р-н., пос. Боброво, Лесная ул., д. 5, корп. "Б", ОГРН 1162901052148, ИНН 2921127621.
Решением суда от 16.12.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение и Министерство, считая решение от 16.12.2020 и постановление от 05.03.2021 незаконными и необоснованными, просят их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Податели жалобы указывают, что в отсутствие заключенного в установленном порядке государственного контракта на поставку электрической энергии Общество не вправе требовать с Учреждения плату за поставленный ресурс. Иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам, задолженность подлежит взысканию с Управления, созданного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155, в том числе с целью содержания объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации. Представленные в материалы дела счета-фактуры составлены Обществом в одностороннем порядке и в отсутствие первичных документов не являются доказательствами поставки ресурса.
В отзывах на кассационную жалобу Общество и Управление просят оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в адрес Учреждения направлен проект государственного контракта энергоснабжения объектов жилищного фонда, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, на 2020 год. Учреждение контракт не подписало и возвратило его гарантирующему поставщику (исх. N 141/2-917 от 03.02.2020).
Ссылаясь на то, что в марте и апреле 2020 года в отсутствие письменного контракта энергоснабжения Общество поставило в жилые дома электрическую энергию, оно произвело расчет ее стоимости и выставило Учреждению счета-фактуры для оплаты 290 152 руб. 32 коп.
Общество направило ответчикам претензии от 23.04.2020 N 16-08/18-04/0000004730 и от 04.06.2020 N 01-15/18-01/1459 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за март и апрель 2020 года.
Уклонение ответчиков от уплаты задолженности послужило основанием настоящего иска.
Суд первой инстанции, приняв уточнение (уменьшение) исковых требований с учетом документов, подтверждающих факт заселения ряда квартир по договорам служебного найма, взыскал с Учреждения и субсидиарно с Министерства 286 361 руб. 92 коп. задолженности.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчики разногласий по объему и стоимости отпущенной электрической энергии, равно как и доказательства, подтверждающие потребление ресурса в меньшем объеме, либо указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных истцом платежных документах, не представили.
В соответствии с абзацем десятым пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Отсутствие договорных отношений с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Поскольку ответчиками не представлены доказательства того, что в спорные объекты электрическая энергия поставлялась не Обществом, а иным лицом, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что отсутствие между сторонами письменного договора энергоснабжения не освобождает Учреждение от обязанности оплатить потребленный ресурс.
Ввиду того, что поставка электрической энергии в данном случае осуществлялась в пустующие жилые помещения, расположенные в жилых домах, к правоотношениям сторон также подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, установлена статьей 210 ГК РФ.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Таким образом, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательства, суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд признал доказанным факт поставки Обществом Учреждению электрической энергии в марте и апреле 2020 года, в связи с чем правомерно удовлетворил иск о взыскании 286 361 руб.92 коп. задолженности.
Отклоняя довод Учреждения и Министерства о том, что они являются ненадлежащими ответчиками, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что ссылка ответчиков на договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 14.09.2017 N 3-УЖФ/54/СФ, на основании которого Министерство обязалось передать Управлению в управление и эксплуатацию, в том числе жилые дома N 20, 30, 53, 55, 72, расположенные в дер. Черный Яр Приморского р-на Архангельской обл., а также дома, расположенные в г. Северодвинске по ул. Корабельная, д. 1А, ул. Портовой, д. 6, 8, 10, 12, ул. Мира, д. N 2А и 2Б, в отсутствие актов приема-передачи недвижимого имущества не являются доказательством такой передачи.
При таких обстоятельствах, вопреки мнению подателей жалобы, Учреждение до заселения квартир, расположенных в спорных жилых домах, обязано оплачивать поставленную Обществом электрическую энергию.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 по делу N А56-57778/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.