30 июня 2021 г. |
Дело N А42-9310/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Нефедовой О.Ю.,
рассмотрев 30.06.2021 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А42-9310/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, Новая Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мурманский морской торговый порт", адрес: 183024, город Мурманск, Портовый проезд, дом 22, ОГРН 1025100843371, ИНН 5190400349 (далее - Порт), о взыскании 163 231 руб. 20 коп. платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе, 6103 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 01.08.2020, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 02.08.2020 до момента фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 27.01.2021 иск удовлетворен частично, с Порта в пользу Дороги взыскано 163 231 руб. 20 коп. основного долга, 6074 руб. 06 коп. процентов и проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на 163 231 руб. 20 коп. исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки оплаты с 02.08.2020 до момента фактического исполнения обязательства, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.04.2021 решение от 27.01.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Порт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об отказе в иске.
Податель жалобы считает, что не нарушил срок доставки груза, в связи с чем основания для начисления платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Дорога (перевозчик) и Порт (владелец) заключили договор от 14.12.2019 N 4ЭП/19/М на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования при станции Мурманск Октябрьской железной дороги (далее - Договор), по условиям которого перевозчик обязался осуществлять подачу, расстановку на места погрузки, выгрузки и уборку вагонов с принадлежащих владельцу железнодорожных путей необщего пользования, примыкающих к станции Мурманск.
В соответствии с пунктом 6.1 Договора подача вагонов на пути необщего пользования производится в соответствии с суточным планом работ, содержащим номер пути, количество вагонов в подаче по каждому месту выгрузки, погрузки, род груза, указание грузополучателя/грузоотправителя. Владелец путей необщего пользования ежесуточно до 17 час. 00 мин. предоставляет перевозчику суточный план работы на предстоящие железнодорожные сутки (с 18.00 до 18.00). Корректировка плана в течение суток производится путем направления владельцем письменных изменений.
Согласно пункту 15.1 Договора технологические нормы выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования составляют 24 минуты (0,4 часа) на вагон для выгрузки навалочных грузов (уголь, окатыши, кокс, железорудный концентрат и т.д.).
Перерабатывающая способность в среднем для выгрузки угля, кокса, окатышей составляет 650 вагонов в сутки, корректируется сторонами в случае изменения технического оснащения железнодорожных путей необщего пользования, изменения объемов и/ или номенклатуры поступающих грузов и оформляется дополнительным соглашением (пункт 16 Договора).
В соответствии с пунктом 18.3 Договора за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, по причинам, не зависящим от перевозчика, владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования таких вагонов в перевозочном процессе по ставкам, установленным тарифным руководством (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1).
Владелец может производить своими локомотивами на грузовом районе N 1 подгруппировку и перестановку порожних вагонов после выгрузки грузов на свободные пути владельца. При перестановке порожних вагонов после выгрузки грузов на свободные пути владельца вагоны возвращаются с железнодорожного пути необщего пользования в количестве, подгруппированном локомотивом владельца. Сдача и прием грузов и вагонов производятся на свободных путях владельца (пункт 20.1 Договора).
Следовавшие в адрес Порта по железнодорожным накладным N ЭУ092952, ЭУ098946 и ЭУ098854 на станцию Мурманск 54 вагона с грузом "уголь каменный" 12.11.2019 были задержаны на промежуточной станции Имандра в связи с неприемом их станцией Мурманск по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования - из-за невыполнения перерабатывающей способности железнодорожных путей необщего пользования, установленной Договором.
Дорога направила Порту извещение от 13.11.2019 N 2964 о задержке вагонов в пути следования.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для задержки, вагоны 19.11.2019 были отправлены на станцию назначения.
На основании актов общей формы промежуточной железнодорожной станции и актов общей формы станции назначения, руководствуясь положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, введенного в действие Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее - Устав), Дорога начислила Порту плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 163 231 руб. 20 коп.
Для взыскания с Порта платы Дорога оформила накопительные ведомости, которые были возвращены Портом с мотивированным отказом.
Дорога направила в адрес Порта претензию от 29.05.2020 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные Дорогой требования обоснованными частично, отказав во взыскании части процентов в связи с ошибкой в представленном Дорогой расчете.
Апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Пунктами 1 и 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров, багажа осуществляется на основании договора перевозки; общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 64 Устава взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В силу части 12 статьи 39 Устава, если в указанных в части 11 этой статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, названной нормой прямо установлена обязанность вносить плату за нахождение на путях общего пользования вагонов независимо от их принадлежности (пункт 15 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ) 20.12.2017).
На основании части 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно части 19 статьи 39 Устава для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных данной статьей, оформляется акт общей формы.
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возражая против заявленных требований, Порт сослался на заключенный им с Дорогой договор от 29.11.2019 N СД-5/120, распространяющий свое действие на возникшие с 01.11.2019 правоотношения сторон, в котором стороны согласовали увеличение указанного в перевозочном документе срока доставки грузов на 20 суток, вследствие чего, по мнению Порта, вагоны прибыли на станцию назначения без просрочки.
Суды двух инстанций исследовали представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и установили следующее.
Согласно транспортным железнодорожным накладными N ЭУ092952, ЭУ098946 и ЭУ098854 нормативный срок доставки грузов, исчисленный на железнодорожной станции отправления, истекал 14.11.2019 и 18.11.2019.
Вследствие задержки вагонов на станции Имандра следующий в адрес Порта груз прибыл на станцию назначения 19.11.2019, то есть после истечения расчетного срока доставки, указанного в данных транспортных железнодорожных накладных.
Приняв во внимание буквальное толкование положений статьи 39 Устава, из которого следует, что основанием для применения ответственности в виде платы за задержку вагонов на промежуточной железнодорожной станции является истечение именно расчетного срока доставки, указанного в транспортных железнодорожных накладных, а не иного срока, измененного соглашением сторон, суды пришли к выводу о необоснованности доводов Порта.
Суды отметили, что согласно актам общей формы от 09.11.2019 N 97/176, от 10.11.2019 N 97/177, от 11.11.2019 N 97/181, от 12.11.2019 N 97/182, от 13.11.2019 N 97/183, от 14.11.2019 N 97/184, от 15.11.2019 N 97/186, подписанным представителем Порта без возражений, с 09.11.2019 по 15.11.2019 Порт не соблюдал согласованную в Договоре перерабатывающую способность путей необщего пользования, следствием чего явилась невозможность подачи ему вагонов.
Представленные Дорогой в материалы дела документы оформлены в соответствии с установленными требованиями и Портом не оспорены.
Акты общей формы о начислении платы Порт не подписал без объяснения причин, мотивированные возражения в установленный законом срок не представил.
Поскольку согласно пункту 6.1 Договора именно Порт определяет количество вагонов, которое он готов принять под выгрузку, а Дорога не имеет возможности осуществлять подачу на пути необщего пользования произвольное количество вагонов без согласования с ним, доказательств того, что вагоны, с учетом согласованной перерабатывающей способности путей, не подавались под выгрузку по причинам, зависящим от Дороги, Порт не представил, суды обоснованно удовлетворили требование о взыскании задолженности.
Кассационный суд соглашается с выводами судов двух инстанций.
Несоблюдение Портом нормы перерабатывающей способности выгрузки вагонов, повлекшее их задержку, является в соответствии со статьей 39 Устава достаточным основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
Из материалов дела не усматривается наличие вины перевозчика в задержке вагонов, в связи с чем ответственность за такую задержку возлагается на владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Расчет платы проверен судами и признан верным.
Учитывая ненадлежащее исполнение условий Договора, Дорога на основании статьи 395 ГК РФ начислила Порту проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6103 руб. 13 коп., а также проценты начиная с 02.08.2020 до момента фактического исполнения обязательства.
Суды проверили расчет процентов и признали его ошибочным в части указания периода взыскания, исключив один день просрочки.
В данной части судебные акты не обжалуются.
Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию Порта по делу, направлены на иную оценку исследованных судами доказательств и сделанных на их основе выводов и не свидетельствуют о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Согласно статье 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А42-9310/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" - без удовлетворения.
Судья |
О.Ю. Нефедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Несоблюдение Портом нормы перерабатывающей способности выгрузки вагонов, повлекшее их задержку, является в соответствии со статьей 39 Устава достаточным основанием для начисления платы за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе.
...
Учитывая ненадлежащее исполнение условий Договора, Дорога на основании статьи 395 ГК РФ начислила Порту проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 6103 руб. 13 коп., а также проценты начиная с 02.08.2020 до момента фактического исполнения обязательства.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
...
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А42-9310/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Мурманский морской торговый порт" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июня 2021 г. N Ф07-8752/21 по делу N А42-9310/2020