02 июля 2021 г. |
Дело N А42-5326/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО город Заозерск на решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А42-5326/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Дудник Виктор Петрович, ОГРНИП 314511011400010, ИНН 511300177603, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к Управлению муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО город Заозерск, адрес: 184310, Мурманская обл., г. Заозерск, Школьный пер., д. 1, ОГРН 1025100805542, ИНН 5115900230 (далее - Управление), со следующими требованиями (с учетом уточнения):
- внести изменения в договор от 08.07.2014 N 964 аренды земельного участка в соответствии с принципом N 7, введенным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 N 531, путем изложения пункта 3.2 договора в редакции, согласно которой расчет арендной платы производится исходя из ставки в размере 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не выше суммы земельного налога, рассчитанного для сходных земельных участков без ограничений на их приобретение, и исключения приложения N 2 к договору;
- обязать ответчика произвести с 12.08.2017 перерасчет арендной платы по договору от 08.07.2014 N 964 с установлением ставки арендной платы в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Решением от 23.12.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 данное решение оставлено без изменения.
Управление в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, поскольку все земельные участки в пределах территории ЗАТО город Заозерск в силу закона ограничены в обороте, не представляется возможным при определении размера арендной платы соблюсти принцип N 7 в части сравнения земельного участка, ограниченного в обороте, с земельным участком аналогичного назначения, не ограниченного в обороте.
Дудник В.П. в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими имеющимся в деле доказательствам и нормам права, а также просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Дудника В.П. не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации ЗАТО города Заозерска от 03.07.2014 N 451 Управление муниципального имущества администрации ЗАТО город Заозерск Мурманской области (в настоящее время Управление; далее также Управление) (арендодатель) и предприниматель Дудник В.П. (арендатор) заключили договор от 08.07.2014 N 964 аренды земельного участка площадью 2401 кв. м с кадастровым номером 51:27:0020101:4, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Заозерск, Строительная ул., под здание цеха хлебопекарни сроком до 01.06.2063.
На земельном участке расположено принадлежащее на праве собственности предпринимателю Дуднику В.П. здание с кадастровым номером 51:27:0020101:48.
Дополнительным соглашением от 08.11.2016 N 1-1 изменен вид разрешенного использования земельного участка - под магазин, уточнена площадь земельного участка - 2408 кв. м.
Согласно пункту 3.2 договора и приложению N 1 к дополнительному соглашению от 21.07.2017 N 2 к договору размер арендной платы рассчитывается в соответствии с Положением "Об определении порядка, условий и сроков внесения арендной платы за пользование земельными участками на территории муниципального образования города Заозерск", принятым решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от 29.09.2015 N 24-3324, с применением ставки арендной платы в размере 62,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка с учетом вида разрешенного использования земельного участка.
Предприниматель Дудник В.П. обратился к Управлению с заявлением от 23.08.2017 о приобретении земельного участка с кадастровым номером 51:27:0020101:4 в собственность.
Управление письмом от 30.08.2017 сообщило предпринимателю об отказе в предоставлении в собственность участка, ограниченного в обороте в связи с нахождением в границах ЗАТО.
В связи с указанным обстоятельством предприниматель Дудник В.П. неоднократно обращался к Управлению по вопросу о перерасчете арендной платы в соответствии с Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Основные принципы).
Поскольку во внесудебном порядке стороны не достигли соглашения о перерасчете арендной платы, предприниматель Дудник В.П. обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, имеет регулируемый характер, ее размер определяется в порядке, установленном уполномоченным органом.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. К числу основных принципов, в частности, относится принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Методические рекомендации), направленные на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков.
В соответствии с пунктом 30 Методических рекомендаций в целях применения принципа N 7 рекомендуется исходить из необходимости учета интересов лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, отнесенных законодательством Российской Федерации к землям, ограниченным в обороте, предоставление которых в собственность не допускается, при определении арендной платы за такие земельные участки. В указанном случае при определении размера арендной платы за земельный участок целесообразно основываться на размере земельного налога, исчисляемого в отношении земельного участка, расположенного в том же муниципальном образовании, что и земельный участок, размер арендной платы за который определяется, используемого для сходных целей собственниками расположенных на нем зданий, сооружений и не отнесенного к землям, ограниченным в обороте.
В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований.
Суды, установив, что на арендуемом предпринимателем Дудником В.П. земельном участке расположено принадлежащее ему на праве собственности здание и земельный участок ограничен в обороте, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями законодательства удовлетворили исковые требования, направленные на приведение условий договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, о размере арендной платы в соответствие с действующими нормативными актами, регулирующими спорные отношения.
Довод подателя жалобы о невозможности применения принципа N 7 в пределах закрытого административно-территориального образования, поскольку все земельные участки в границах данной территории ограничены в обороте, подлежит отклонению, так как действие Основных принципов распространяется на все виды ограниченных в обороте земельных участков.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 23.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу N А42-5326/2020 ставить без изменения, а кассационную жалобу Управления муниципального имущества и жилищно-коммунального хозяйства администрации ЗАТО город Заозерск - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582. К числу основных принципов, в частности, относится принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (принцип N 7).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (далее - Методические рекомендации), направленные на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов с целью создания благоприятных условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также защиты экономических интересов арендаторов земельных участков.
...
В силу подпункта 6 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земельные участки в границах закрытых административно-территориальных образований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2021 г. N Ф07-7627/21 по делу N А42-5326/2020