01 июля 2021 г. |
Дело N А42-5777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 01 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кустова А.А., Михайловской Е.А.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Воронцова С.Э. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 01.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А42-5777/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Мончегорскводоканал", адрес: 184511, Мурманская область, город Мончегорск, Комсомольская набережная, дом 52/9, ОГРН 1055100086645, ИНН 5107909951 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании 466 833 руб. 48 коп. задолженности по оплате коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения, оказанных за период с января 2019 года по март 2020 года в отношении жилых помещений, принадлежащих Учреждению на праве оперативного управления.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2021, иск Общества удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе Обществу в иске.
По мнению подателя жалобы, исковые требования предъявлены Обществом к ненадлежащему ответчику, поскольку управляющей организацией в отношении спорных домов является федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны (далее - ФГБУ "ЦЖКУ"), обязанное как исполнитель коммунальных услуг оплачивать Обществу оказанные им услуги.
Податель жалобы указывает на то, что закрепление за Учреждением спорного объекта на праве оперативного управления не возлагает на Учреждение безусловной обязанности по его содержанию.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Общества, надлежаще извещенного о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество является гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город Мончегорск Мурманской области, в том числе в населенном пункте 27 км железной дороги Мончегорск-Оленья.
Министерство обороны Российской Федерации, действуя от имени Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) приняло единоличное решение собственника всех помещений в многоквартирном доме от 27.09.2018 N 8 о заключении прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в многоквартирных домах (МКД), в том числе в МКД по адресам: населенный пункт 27 км железной дороги Мончегорск-Оленья, Набережная улица, дома 1 и 3; Октябрьская улица, дома 10-18, 20, 35; улица Сафонова, дом 1-а.
Общество в период с января 2019 года по март 2020 года оказывало коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в отношении жилых помещений, расположенных в указанных МКД.
Из писем Министерства обороны Российской Федерации от 10.04.2020 N 370 и от 25.05.2020 N 370/У/13/2527 следует и Учреждением не оспаривается, что жилые помещения в МКД переданы на праве оперативного управления Учреждению.
При этом договор о предоставлении коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в отношении жилых помещений в спорных МКД в виде единого документа Обществом и Учреждением не заключался.
Ссылаясь на то, что Учреждение, за которым на праве оперативного управления закреплены все жилые помещения в спорных МКД, обязано оплатить оказанные Обществом коммунальные услуги, Общество обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Исходя из смысла статей 210 и 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019, статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание закрепленного за ними имущества.
Поскольку жилые помещения в МКД закреплены за Учреждением на праве оперативного управления, оно должно вносить Обществу плату за оказанные коммунальные услуги.
Так как Учреждение не представило доказательств, свидетельствующих об оплате услуг в спорный период, суды правомерно удовлетворили исковое требование Общества в полном объеме.
Довод подателя жалобы об осуществлении ФГБУ "ЦЖКУ" управления спорными МКД на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 14.09.2017 N 3-УЖФ/54/СФ, и отсутствии в связи с этим правовых оснований для оплаты оказанных коммунальных услуг Учреждением непосредственно Обществу, отклоняется судом кассационной инстанции.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
По общему правилу именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды и признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией, как следствие, права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Однако в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений в доме могут предоставляться не управляющей организацией, а непосредственно ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме договором в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном названным Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом в силу части 6 статьи 157.2 ЖК РФ такой договор заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса.
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 7.5 статьи 155 ЖК РФ).
Поскольку собственником помещений в многоквартирном доме было принято решение от 27.09.2018 N 8 о заключении прямых договоров холодного водоснабжения и водоотведения с ресурсоснабжающими организациями, фактически договорные отношения сложились между Учреждением и Обществом как ресурсоснабжающей организацией, Учреждение обязано вносить плату за коммунальные услуги непосредственно Обществу, а не управляющей организации.
В материалы дела представлен государственный контракт от 15.11.2017 N 561, заключенный Обществом и ФГБУ "ЦЖКУ", из условий которого следует, что холодная вода и услуги водоотведения приобретаются управляющей организацией только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что дополнительно подтверждает принятие предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения.
Учитывая изложенное, суды правомерно удовлетворили требования Общества, взыскав с Учреждения задолженность за услуги водоснабжения и водоотведения, оказанные в спорный период.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено. В связи с этим основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Учреждения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А42-5777/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 названного Кодекса.
В случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 7.5 статьи 155 ЖК РФ).
...
В материалы дела представлен государственный контракт от 15.11.2017 N 561, заключенный Обществом и ФГБУ "ЦЖКУ", из условий которого следует, что холодная вода и услуги водоотведения приобретаются управляющей организацией только в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, что дополнительно подтверждает принятие предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ решения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2021 г. N Ф07-7603/21 по делу N А42-5777/2020