29 июня 2021 г. |
Дело N А56-99417/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Культурный центр "Даргов" Назарова В.А. (доверенность от 08.12.2020 N 9), от Правительства Санкт-Петербурга Махрова И.В. (доверенность от 23.04.2021), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Махрова И.В. (доверенность от 11.03.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Культурный центр "Даргов" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А56-99417/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Культурный центр "Даргов", адрес: 199178, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 57, корп. 4, лит. Ж, пом. 13-Н У.Н. 1.5.8Е, ОГРН 1157847302744, ИНН 7801288471 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство), выразившегося в нерассмотрении заявления Общества от 27.11.2015 N 01-58-5804/15-0-0 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:31:0111901:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная улица, участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей); обязании Правительства принять решение по результатам рассмотрения заявления Общества от 27.11.2015 N 01-58-5804/15-0-0.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет по инвестициям); Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций", адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. ч.н.п. 2-Н, каб. 7175, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Учреждение).
Решением от 21.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судами необоснованно отказано в удовлетворении ходатайств об уточнении заявленных требований и привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Комитета по инвестициям и Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет имущественных отношений); суды безосновательно посчитали пропущенным трехмесячный срок на оспаривание бездействия государственного органа; материалами дела подтверждается длительное незаконное бездействие Правительства по рассмотрению заявления Общества.
Правительство и Комитет по инвестициям в совместном отзыве на кассационную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными, соответствующими нормам права и обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Правительства и Комитета по инвестициям против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Комитет по инвестициям с заявлением от 24.11.2015, зарегистрированным 27.11.2015 за входящим номером 01-58-5804/15-0-0, о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:31:0111901:8, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная улица, участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей), для размещения объекта культуры и искусства, не связанного с проживанием населения, кроме специальных парков (зоопарков, ботанических садов) (код 11130), на основании пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Комитет по инвестициям письмом от 11.07.2016 N 7-11-3082/168-1 сообщил о том, что вопрос предоставления Обществу земельного участка был рассмотрен 05.04.2016 и 27.05.2016 на организационно-технических совещаниях с участием представителей исполнительных органов государственной власти, иных заинтересованных лиц; в связи с поступлением сведений о наличии в границах испрашиваемого земельного участка гаражей, принадлежащих частным лицам, в том числе относящимся к льготным категориям граждан, прорабатываются варианты решения имущественно-правовых вопросов с владельцами гаражей в связи с освобождением земельного участка от строений.
Распоряжением Комитета имущественных отношений от 13.09.2018 N 1437-РЗК в отношении земельного участка площадью 3087 кв. м с кадастровым номером 78:31:0111901:8 по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная улица, участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей) с видом разрешенного использования "культурное развитие" установлены ограничения в использовании земельного участка.
Письмом от 11.11.2019 N 11/11-1 Общество обратилось к Губернатору Санкт-Петербурга с просьбой оказать содействие в реализации проекта строительства культурного центра.
Комитет по инвестициям письмом от 19.12.2019 N 01-17-10670/19-0-1 сообщил Обществу о том, что проект постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства объекта культурного развития подготовлен в установленном порядке, однако в связи с многочисленными обращениями граждан, возражающих против строительства объекта на данной территории и выступающих за включение испрашиваемого участка в зону зеленых насаждений общего пользования, осуществляются мероприятия по подбору альтернативных земельных участков или помещений в объектах незавершенного строительства, подходящих для реализации названного проекта.
Общество повторно обратилось к Губернатору Санкт-Петербурга с письмом от 30.01.2020 N 30/01-1 о включении в повестку дня заседания Правительства вопроса о строительстве объекта культуры по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная улица, участок 1 (северо-западнее пересечения с Новгородской улицей).
Письмом от 23.09.2020 Общество просило Комитет по инвестициям предоставить сведения о дате утверждения Правительством соответствующего постановления о выделении земельного участка под строительство объекта культурно-досуговой деятельности.
Общество, ссылаясь на длительное бездействие Правительства в отношении заявления Общества от 27.11.2015 о предоставлении земельного участка без проведения торгов под строительство культурно-делового центра, 06.11.2020 обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
После подачи Обществом настоящего заявления в арбитражный суд распоряжением Комитета по инвестициям от 10.11.2020 N 434-р отказано в предоставлении земельного участка без торгов на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку разрешенное использование земельного участка "амбулаторно-поликлиническое обслуживание" не соответствует цели использования земельного участка, указанной в заявлении, - "культурное развитие".
Порядок, основания и условия предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены главой V.1 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 3 пункта 2 той же статьи без проведения торгов договор аренды земельного участка может быть заключен в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43) земельный участок может быть предоставлен без проведения торгов целевым назначением для строительства объекта социально-культурного назначения.
Статьей 39.14 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка и их подписание, а также направляет проекты договоров для подписания заявителю; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
В Санкт-Петербурге порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, в том числе без проведения торгов, определен Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Согласно разделу 5 Положения Комитет по инвестициям и подведомственное ему Учреждение после поступления заявления направляют соответствующие запросы в отраслевые органы, после получения заключений которых Комитет по инвестициям при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных ЗК РФ или Законом N 282-43, принимает решение об отказе и направляет потенциальному инвестору копию такого решения (пункт 5.6.1 Положения), при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов - осуществляет подготовку соответствующего проекта постановления Правительства (пункт 5.6.2.2 Положения).
Как видно из материалов дела, в данном случае по заявлению Общества, поданному в ноябре 2015 года, по истечении установленного пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ тридцатидневного срока, исчисляемого со дня поступления заявления, не было принято никакого решения; сроки, предусмотренные Положением для принятия уполномоченным органом окончательного решения по заявлению заинтересованного лица о предоставлении земельного участка без торгов, также не были соблюдены. Таким образом, незаконное бездействие со стороны Правительства имело место.
При этом из материалов дела усматривается, что Общество в течение пяти лет неоднократно обращалось к государственным органам исполнительной власти Санкт-Петербурга с запросами относительно того, на какой стадии находится рассмотрение вопроса, и получало соответствующие ответы, в том числе в декабре 2019 года - от Комитета по инвестициям о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) государственных и иных органов может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
После получения письма Комитета по инвестициям от 19.12.2019, в котором содержалась информация о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка, Общество вплоть до обращения в арбитражный суд не получало от государственных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга никаких сведений об изменении ситуации, появлении обстоятельств, препятствующих предоставлению земельного участка, изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В таком случае, с учетом установленных судами конкретных обстоятельств, а также принимая во внимание, что указанной выше процессуальной нормой начало течения срока на обращение в суд связывается не со днем, когда заявителю могло или должно было стать известно о нарушении его прав, а со днем, когда ему стало известно о нарушении его прав, суды ошибочно посчитали пропущенным Обществом трехмесячный срок на обжалование бездействия Правительства.
Вместе с тем до рассмотрения спора судом Комитетом по инвестициям было принято решение об отказе в предоставлении Обществу земельного участка; таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора бездействие было прекращено. В заявлении, поданном в арбитражный суд, Общество не просило признать незаконным бездействие Правительства в определенный период. Исходя из актуальных сведений о виде разрешенного использования земельного участка предоставление его Обществу для испрашиваемых целей не представляется возможным.
При таких обстоятельствах удовлетворение заявленного требования не приведет к защите и восстановлению тех прав Общества, в связи с нарушением которых оно обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты об отказе в удовлетворении заявления Общества следует оставить в силе.
Довод Общества о необоснованном отклонении судами его ходатайств об изменении требований и о привлечении заинтересованных лиц подлежит отклонению. Как видно из материалов дела (том 1, лист 77), Общество со ссылкой на статью 49 АПК РФ просило суд признать незаконным бездействие Правительства по рассмотрению его заявления от 27.11.2015; признать незаконным и отменить распоряжение Комитета по инвестициям от 10.11.2020 N 434-р; обязать Комитет имущественных отношений внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером 78:31:0111901:8 с "амбулаторно-поликлиническое обслуживание" на "культурное развитие"; обязать Правительство принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения заявления Общества.
Суд первой инстанции правомерно отказал в принятии уточнений требований, поскольку в нарушение статьи 49 АПК РФ в заявлении Общества содержались новые, дополнительные требования с самостоятельными предметом и основаниями, обращенные к лицам, не привлеченным к делу в качестве заинтересованных лиц. В таком случае суды правомерно рассмотрели требования Общества в исходной редакции. При этом Общество ошибочно полагает, что без оспаривания бездействия Правительства оно не имеет оснований оспаривать в самостоятельном порядке решения и действия (бездействие), принятые и совершенные иными органами.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 06.04.2021 N 105.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по делу N А56-99417/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Культурный центр "Даргов" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Культурный центр "Даргов", адрес: 199178, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 57, корп. 4, лит. Ж, пом. 13-Н, ОГРН 1157847302744, ИНН 7801288471, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Общества о необоснованном отклонении судами его ходатайств об изменении требований и о привлечении заинтересованных лиц подлежит отклонению. Как видно из материалов дела (том 1, лист 77), Общество со ссылкой на статью 49 АПК РФ просило суд признать незаконным бездействие Правительства по рассмотрению его заявления от 27.11.2015; признать незаконным и отменить распоряжение Комитета по инвестициям от 10.11.2020 N 434-р; обязать Комитет имущественных отношений внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в сведения о разрешенном виде использования земельного участка с кадастровым номером 78:31:0111901:8 с "амбулаторно-поликлиническое обслуживание" на "культурное развитие"; обязать Правительство принять решение в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ по результатам рассмотрения заявления Общества.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, плательщику следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 06.04.2021 N 105."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2021 г. N Ф07-6389/21 по делу N А56-99417/2020