07 июля 2021 г. |
Дело N А21-4371/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волшебный дом" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2020 и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А21-4371/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2 - 4, лит. ХI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Волшебный дом", адрес: 236005, Калининград, Киевский пер., д. 1, ОГРН 1033905802468, ИНН 3908026672 (далее - Общество), 388 924 руб. 94 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и 98 361 руб. 65 коп. неустойки за период с 10.02.2019 по 05.04.2020.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.03.2021, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что включение истцом в счета, выставляемые ответчику, платы за вывоз твердых коммунальных отходов по адресам: г. Пионернский, ул. Южная, д. 3А, д. 5А, д. 7А, д. 7Б.; ул. Красная, д. 2А; ул. Дачная, д. 1; ул. Рабочая, д. 48, с даты принятия решения о переходе на прямые договоры с региональным оператором, является необоснованным. Воля и желание собственников вышеуказанных многоквартирных жилых домов (МКД) выражены ясно, четко и без возможности двойного толкования.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие с 01.01.2019 является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области на основании лицензии от 24.09.2019 N (39) - 4360 - СТУРБ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области, заключенного между Министерством природных ресурсов Калининградской области и Предприятием от 20.06.2018.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте ГИС ЖКХ (Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства), Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 19.05.2015 N 039000144.
Между Предприятием (региональный оператор) и Обществом (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 N 210400232 (далее - Договор), согласно которому региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно приложению N 1 к Договору, определяющему место накопления твердых коммунальных отходов, в число обслуживаемых МКД, включены в том числе дома, расположенные в г. Пионерский по адресам: ул. Южная, д. 2А, д. ЗА, д. 5А, д. 7Б; ул. Красная, д. 2А; ул. Дачная, д. 1; ул. Рабочая, д. 48.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2019 (пункт 5 Договора).
Под расчетным периодом по Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах указанного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 6 Договора).
В силу пункта 7 Договора потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Предприятием в порядке части 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) были заключены прямые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с собственниками помещений следующих многоквартирных домов (с 01.11.2019), расположенных в г. Пионерский: ул. Пионерская, д. 15; ул. Калининградская, д. 15Б; ул. Калининградская, д. 17А; д. 17б; ул. Рабочая, д. 48А, пр. Советский, д. 218.
Ссылаясь на неисполнение Обществом обязательств по оплате услуг, оказанных по Договору, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Учитывая факт наличия у Предприятия статуса регионального оператора по обращению с ТКО, а у Общества - статуса управляющей компании МКД, в отношении которых Предприятием осуществлялись услуги по обращению с ТКО, факт заключения в установленном порядке между сторонами Договора, а также факт ненадлежащего исполнения Обществом договорных обязательств, суды правомерно удовлетворили требования Предприятия о взыскании основного в полном объеме.
Поскольку Общество нарушило сроки оплаты услуг, оказанные по Договору, суды обоснованно удовлетворили требования Предприятия о взыскании с ответчика неустойки.
Выводы судов об удовлетворении иска в полном объеме соответствуют положениям статей 309, 310, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Приведенный в кассационной жалобе довод о том, что из взысканной судами суммы задолженности подлежит исключению сумма 217 153 руб. 01 коп., в связи с заключением прямых договоров на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении МКД, расположенных в г. Пионерский по адресам: ул. Южная, д. 2А, ЗА, д. 5А, д. 7Б; ул. Красная, д. 2А, являлся предметом оценки судов обеих инстанций и обоснованно ими отклонен, поскольку в порядке, установленном ЖК РФ, надлежащие решения о переходе на прямые договоры с региональным операторов общими собраниями собственников помещений в МКД, не приняты.
Так, согласно пунктам 6 протоколов общих собраний собственников помещений в указанных МКД, собственниками принимались решения об определении порядка внесения платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям: электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что решения о переходе на прямые расчеты и заключение договоров с региональным оператором по обращению с ТКО, исходя из содержания указанных протоколов, собственниками не принято.
Относительно доводов, заявленных по МКД, расположенным в г. Пионерский по адресам: ул. Дачная, д. 1; ул. Рабочая, д. 48, суды пришли к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, в том числе, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 6 протоколов общих собраний собственников помещений МКД, расположенных в г. Пионерский по адресам: ул. Дачная, д. 1; ул. Рабочая, д. 48, большинством голосов принято положительное решение о переходе на прямые расчеты со всеми ресурсоснабжающими организациями по всем видам коммунальных услуг МКД, а также с организациями по вывозу ТБК (обращению с ТКО - региональному оператору по обращению с ТКО).
На основании подпункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В силу части 6 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса.
Вместе с тем, судами установлено, что в пунктах 6 протоколов общих собраний собственников помещений МКД, расположенных в г. Пионерский по адресам ул. Дачная, д. 1; ул. Рабочая, д. 48, дата заключения договора по обращению с ТКО с региональным оператором не определена.
Материалы дела не содержат доказательств заключения отдельных договоров с собственниками помещений в указанных МКД.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу, что Общество не утратило обязанность по оплате услуг Предприятия по обращению с ТКО.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о доказанности заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.12.2020 и на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А21-4371/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волшебный дом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.