08 июля 2021 г. |
Дело N А56-92674/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "П1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А56-92674/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "П1", адрес: 191014, Санкт-Петербург, Парадная ул., д.7, пом. 6Н, оф. 21, ОГРН 1147847126778, ИНН 7842517353 (далее - ООО "П1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета по строительству Санкт-Петербурга, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет) от 02.10.2020 N 1 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 250 000 руб. штрафа.
Решением суда от 04.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.03.2021, оспариваемое постановление Комитета изменено в части назначенного Обществу наказания; размер административного штрафа снижен судом до 125 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на отсутствие состава вмененного правонарушения и надлежащее выполнение требований пункта 16 Перечня сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и(или) иных объектов недвижимости, утвержденного постановлением Правительства Санкт Петербурга от 12.12.2011 N 1654 (далее - Перечень N 1654), посредством представления исправленных Реестров договоров долевого участия Объекта (далее - Реестры ДДУ) до составления протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления и указывает на отсутствие умысла в совершении правонарушения. Кроме того, податель жалобу настаивает на том, что выводы судов не отвечают целям административного наказания применительно к положениям статьи 2.9 КоАП РФ и несоблюдении Комитетом процедуры согласования проведения проверки с органами прокуратуры.
Представители Общества и Комитета, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "П1" осуществляет строительство многоквартирного жилого комплекса со встроенными помещениями и пристроенными автостоянками, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Торфяное, Ольгинская дорога, участок 12 (северо-восточнее дома 4, литера А по Заречной ул.) (далее - Объект) на основании выданного Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга разрешения на строительство от 15.04.2019 N 78-003-0267.3-2014 со сроком действия до 15.02.2020 (взамен ранее выданных разрешений на строительство от 08.10.2015 N78-003-0267.2-2014 и от 28.08.2015 N78-003-0267.1-2014).
На основании приказа Комитета от 07.07.2020 N 90 в отношении Общества в период с 09.07.2020 по 05.08.2020 проведена внеплановая выездная проверка, связанная с деятельностью по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства Объекта (копия приказа получена 09.07.2020 уполномоченным представителем Общества Сидоровой Е.В. по доверенности от 01.03.2020).
В рамках проводимой проверки Комитет направил Обществу запросы от 09.07.2020 N 1, от 22.07.2020 N 1/1, от 29.07.2020 N 1/2, от 04.08.2020 N 1/3, от 04.08.2020 N 1/4 о предоставлении документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
По получении информации Комитетом составлен акт проверки от 11.08.2020 N 5/90 в котором отражено, что за время проведения проверки Обществом трижды представлены Реестры ДДУ. При этом, зафиксировано, что Реестры ДДУ от 22.07.2020 и 29.07.2020 не соответствовали требованиям Перечня N 1654, а именно, в нарушение требований пункта 16 Перечня N 1654 не содержали сведений о дате и номере государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве (согласно письмам от 31.07.2020 исх. N 2001-4/П1-20, от 05.08.2020 исх. N 2001-6/П1-20, Реестры ДДУ от 22.07.2020 и 29.07.2020 Общество просило считать недействительными), а Реестры ДДУ, представленные в последний день проверки 05.08.2020, содержали недостоверную информацию - о дате государственной регистрации 19-ти договоров участия в долевом строительстве.
Кроме того, указанное в Реестрах ДДУ значение итога столбца "задолженность" (получаемое вычитанием из значения итога столбца "сумма договора" значения столбца "сумма оплаты") не соответствует значению итога столбца "задолженность" при арифметическом вычислении.
Установив означенные факты, Комитет 21.09.2020 составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 1 применительно к части 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 02.10.2020 N 1 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 250 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанном Комитетом составе вмененного Обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суды сочли возможным применить в данном случае положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снизить назначенный Обществу административный штраф до 125 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
Частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанного регионального государственного контроля (надзора) и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области участия в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективная сторона административного правонарушения выражается в непредставлении в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в представлении отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представлении отчетности не в полном объеме.
Субъектами административных правонарушений являются юридические лица - застройщики, имеющие на праве собственности, аренды либо субаренды земельные участки и привлекающие денежные средства участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) для строительства (создания) на таких земельных участках многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство, а также их руководители и иные работники, на которых возложены организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и которые привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства установлены Законом N 214-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, утверждены в Перечне N 1654.
В силу пункта 16 Перечня N 1654 Комитет вправе требовать от застройщика предоставления реестра физических и (или) юридических лиц, денежные средства которых были привлечены для строительства (создания) Объекта, с указанием даты, номера договора, параметров помещения, в отношении которого был заключен договор, цены договора, даты и номера регистрации договора, суммы денежных средств, поступивших в оплату договора.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, информацией, представленной по запросам Комитета от 09.07.2020 N 1, от 22.07.2020 N 1/1, от 29.07.2020 N 1/2, от 04.08.2020 N 1/3, от 04.08.2020 N 1/4 и иными представленными доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Так суды двух инстанций удостоверились в том, что представленные Обществом в последний день проверки (05.08.2020) Реестры ДДУ содержат недостоверные сведения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.28 КоАП РФ.
Факт наличия некорректной информации в означенном Реестре от 05.08.2020 Общество не отрицает; доказательств того, что некорректная (недостоверная) информация, явилась результатом технических ошибок и описок в деле не имеется.
Представление Обществом исправленных Реестров ДДУ после завершения проверки (15.10.2020) суды правильно восприняли как не опровержение события правонарушения и обоснованно отклонили, констатировав, что проверка закончилась 05.08.2020 и проведение проверочных мероприятий контролирующим органом за пределами проверки запрещено.
Таким образом, наличие в действиях Общества события и состава вмененного Комитетом административного правонарушения подтверждается материалами дела, констатировано судами с должной объективностью и полнотой; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).
Вывод судов о виновности заявителя отвечает требованиям статей 1.5, 2.1 КоАП РФ, критериям виновности юридического лица и формального состава правонарушения. У заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области долевого строительства, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о малозначительности правонарушения рассмотрен и решен судами с учетом специфики объекта противоправного посягательства и официального толкования статьи 2.9 КоАП РФ; никаких доказательств об исключительном характере обстоятельств совершения данного административного правонарушения в дело не представлено.
Суд округа отмечает, что означенные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, причиняют вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создают препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирных жилых домов (в том числе срока его окончания).
Поскольку такие административные правонарушения посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, с учетом характера правонарушений и особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства, они не могут быть признаны малозначительными на основании нормы статьи 2.9 КоАП РФ.
Вопреки доводам подателя жалобы нарушений норм Закона N 214-ФЗ не допущено, порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности соблюден.
Как установлено судам, внеплановая проверка в отношении Общества проведена по прямому требованию прокуратуры Санкт - Петербурга от 23.06.2020 N 07-78-202/42, что корреспондируется с требованиями пункта 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" о проведении внеплановых проверок только по согласованию органов прокуратуры (применительно к целям поименованным в подпунктах "а" и "б" и субъектах проверки).
Применение судом первой инстанции части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ (снижение штрафа до 125 000 руб.) обусловлено обстоятельствами конкретного дела, доводами участников спора, получившими надлежащую судебную оценку, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, целям административного наказания и принципам юридической ответственности.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора; всем доводам Общества судами дана надлежащая и подробная оценка.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А56-92674/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "П1" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.