07 июля 2021 г. |
Дело N А13-954/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 05.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А13-954/2020,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного комплекса Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1053500056136, ИНН 3525151968 (далее - Департамент), обратился Арбитражный суд Вологодской области с иском к закрытому акционерному обществу "Вожега-Лес", адрес: 162150, Вологодская обл., Вожегодский р-н, пос. Кадниковский, ул. Горького, д. 6, ОГРН 1043500600065, ИНН 3506003682 (далее - Общество), о взыскании 2 934 648 руб. 09 коп. арендной платы, доначисленной за период с 2017 по 2019 год по договору аренды лесного участка от 15.05.2008 N 02-02-16/313-2008.
Решением суда первой инстанции от 15.05.2020 оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.01.2021, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и неправильное применение норм материального права, просит отменить решение и постановление первой и апелляционной инстанций по настоящему делу и удовлетворить исковые требования в полном объеме. Податель жалобы указывает на отсутствие в своих действиях признаков недобросовестности; указывает на недействительность дополнительных соглашений, поскольку они заключены с нарушением порядка внесения изменений и дополнений в договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, предусмотренного частью 2 статьи 74 и частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). По мнению Департамента, любые изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, в том числе при наличии исключений, перечисленных в части 2 статьи 74.1 ЛК РФ, возможны только по решению суда.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на необоснованность приведенных в ней доводов, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.05.2021 рассмотрение кассационной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 07.06.2021.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения судьи Кудина А.Г. в отпуске произведена его замена на судью Савицкую И.Г.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2021 рассмотрение кассационной жалобы в порядке статьи 158 АПК РФ отложено на 05.07.2021.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.07.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения судьи Толкунова В.М. в отпуске произведена его замена на судью Кудина А.Г.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство об отложении судебного заседания. В связи с отсутствием правовых оснований для отложения судебного разбирательства, имеющегося в материалах дела отзыва Общества, в котором подробно изложена его позиция по рассматриваемому спору, ходатайство судом отклонено.
В соответствии с положениями статей 156, 284 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Департамента и Общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.05.2008 Департаментом (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор N 02-02-16/313-2008 (далее - Договор) аренды лесного участка площадью 139 849 га, расположенного по адресу: Вологодская обл., Вожегодский р-н, Бекетовское участковое лесничество кварталы N 3, 9-11, 14, 16, 17, 22-29, 34-39, 41-43, 50-53, 56, 57, 59, 65-69, 72-74, 79-82, 94-98, 105-107, 115, 128; Вожегодское участковое лесничество, кварталы N 1, 17, 23-26, 28, 49-52, 64. 65, 79, 83 ч, 102 ч, 103, 104; Явенгское участковое лесничество, кварталы N 1-8 ч, 10, 11 ч, 14 ч, 15, 17 ч, 18, 19, 24, 30 ч, 31, 32, 34, 38, 39, 44, 45, 52-55, 57-68, 71; Вотчинское участковое лесничество, кварталы N 5 ч, 6 ч, 15-17, 30-33, 41-46, 52-64, 70 ч, 71 ч, 79 ч, 80 ч, 85, 86, 89, 90, 96-98, 109-113, 131 ч, 133 ч, 134, 141 ч, 142 ч, 143-149 ч, 153-164 ч, 166-178; Нижне-Слободское участковое лесничество, кварталы N 5, 7 ч, 23, 24, 27-29, 31, 37, 45, 46, 54 ч, 58 ч, 59 ч, 60, 62 ч, 63-66, 68, 73 ч, 74 75, 81-85, 89 ч, 90, 91; Ембское участковое лесничество, кварталы N 10, 11, 14-19, 28, 30, 31 ч, 39 ч, 45, 46, 49 ч, 54, 55, 58, 59 ч, 60-63, 69, 71, 74, 75, 81; Азлецкое участковое лесничество, кварталы N 19-24, 30, 33, 34, 36 ч, 43, 44 ч, 46 ч, 47, 50, 51 ч, 58 ч; Кадниковское участковое лесничество, кварталы N 1-18, 21-28, 39 ч, 40, 41, 43, 44, 46-48, 50, 52-56 ч, 59-65, 68-70, 73 ч, 74, 75 ч, 76 ч, 77-81, 83, 84, 85 ч, 86 ч, 88 ч, 89 ч, 92 ч, 93, 95, 96, 98, 99, 100 ч, 102 ч-106 ч, 107, 108, 114-132; Уфтюгское участковое лесничество, кварталы N 59, 62, 68 ч, 69 ч, 76 ч, 78 ч, 86, 91, 92, 101 ч.
Договор заключен на основании решения Департамента от 15.02.2008 N 77 в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и переоформления ранее заключенных с Обществом по результатам открытого конкурса договоров аренды участка лесного фонда от 15.02.2001 и 12.02.2001.
Схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях 1, 2 к Договору (пункт 3 Договора).
По акту приема-передачи от 08.08.2008 Обществу в аренду передан лесной участок общей площадью 6022 га.
Согласно пункту 4 Договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах, предусмотренных приложением 3 к Договору (среднегодовой объем изъятия древесины на лесном участке по всем видам рубок составляет 766,72 тыс. куб. м).
В соответствии с пунктом 5 Договора арендная плата составляет 13 967 800 руб. в год и рассчитывается по формуле, содержащейся в приложении 7 к Договору.
Согласно пункту 7 Договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. При изменении размера арендной платы арендодатель извещает арендатора уведомлением о размере арендной платы и сроках ее внесения в письменной форме.
В приложении 7 к Договору приводится расчет арендной платы по видам рубок, также предусмотрено применение при расчете корректирующего коэффициента 1,05 с учетом запаса древесины на 1 га и договорного коэффициента к арендной плате 1,2.
С учетом установленного ежегодного объема изъятия древесины размер арендной платы, исчисленной по минимальным ставкам, подлежащей внесению в федеральный бюджет, составил 11 645 150 руб., соответственно, размер арендной платы в части, превышающей минимальные ставки, подлежащий перечислению в областной бюджет, равен 2 322 650 руб. (приложения 4, 7 к Договору).
Согласно пунктам 18 и 19 Договора все изменения к нему оформляются в письменной форме и подписываются сторонами. Внесение изменений в Договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами). По требованию одной из сторон Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством, а также в случаях, указанных в разделе 6 Договора (пункт 20 договора).
В связи с изменением ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N 641, а также с учетом изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (заготовка древесины) на основании статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", сторонами 01.01.2009 было заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в пункт 5 Договора и ежегодный размер арендной платы установлен в сумме 15 242 007,60 руб. Также в новой редакции изложены приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке", приложение 4 "Сроки внесения арендной платы на 2009 год" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к Договору. Из новой редакции приложений 3 и 7 следует, что ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке уменьшился и стал составлять 700,64 тыс. куб. м.
Ввиду технической неточности, в целях приведения договора аренды от 15.05.2008 в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утвержденным Приказом N 641, и на основании пунктов 18, 19 договора аренды 22.05.2009 заключено дополнительное соглашение, которым внесены изменения в пункт 5 договора аренды и установлен ежегодный размер арендной платы в сумме 15 025 983,60 руб., а также в новой редакции изложены приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке", приложение 4 "Сроки внесения арендной платы на 2009 год" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к договору аренды. Из новой редакции приложений 3 и 7 к договору аренды следует, что ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке уменьшился и стал составлять 328,70 тыс. куб. м.
На основании дополнительного соглашения от 29.11.2011 к договору аренды стороны в новой редакции изложили приложение 2 к договору "Характеристика лесного участка и его насаждений".
Дополнительным соглашением от 10.10.2013 к договору аренды стороны на основании пункта 18 договора исключили из пункта 15, устанавливающего размеры неустойки, взыскиваемой с Арендатора при нарушении лесохозяйственных требований, подпункты "а", "б".
Впоследствии стороны дополнительным соглашением от 21.03.2016 на основании приказа Департамента лесного комплекса Вологодской области от 01.07.2011 N 574 "О внесении изменений в приказ Департамента от 24.02.2016 N 192 "О внесении изменений в лесохозяйственный регламент Вожегодского лесничества на территории Вологодской области", арендную плату определили в размере 16 669 471,20 руб. в год. Также дополнительным соглашением от 21.03.2016 в новой редакции изложены приложение 2 "Характеристика лесного участка и его насаждений", приложение 3 "Цели и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке", приложение 4 "Сроки внесения арендной платы", приложение 6 "Объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке" и приложение 7 "Расчет арендной платы" к договору аренды. Согласно новой редакции приложений 3, 7 к договору аренды ежегодный объем изъятия древесины на лесном участке уменьшился до 322,90 тыс. куб. м.
Дополнительные соглашения зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в установленном порядке.
Департамент направлял в адрес Общества ежегодные уведомления о размере арендной платы с учетом коэффициентов индексации на 2017, 2018 и 2019 годы, в которых с учетом заключенных дополнительных соглашений указывал арендатору конкретные размеры арендной платы, подлежащей внесению в федеральный бюджет и бюджет Вологодской области.
Арендатор вносил арендную плату в 2017 - 2019 годах в соответствии с уведомлениями Департамента.
Ссылаясь на ничтожность дополнительного соглашения от 01.01.2009 в силу части 2 статьи 74 ЛК РФ и статьи 168 ГК РФ, Департамент направил в адрес Общества претензию от 11.12.2019, в которой, сообщил о произведенном перерасчете арендной платы за 2017 - 2019 годы и предложил в срок до 15.01.2020 перечислить задолженность по арендной плате в размере 3 266 134,08 руб., в том числе 2 473 556,57 руб. - в федеральный бюджет, 461 091,52 руб. - в областной бюджет.
Оставление Обществом указанной претензии без исполнения послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора пришел к выводу о том, что дополнительное соглашение к Договору заключено с нарушением части 2 статьи 74 ЛК РФ, устанавливающей запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного на торгах, по соглашению сторон. Вместе с тем, исходя из того, что поведение Департамента после заключения дополнительного соглашения давало основание Обществу полагаться на его действительность, суд усмотрел в действиях истца наличие признаков недобросовестности (статья 10 ГК РФ) и в связи с этим посчитал, что заявление истца о ничтожности дополнительного соглашения от 01.01.2009 не имеет правового значения в силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ. Учитывая также отсутствие доказательств предоставления Обществу установленного при заключении Договора объема лесопользования и исполнение ответчиком в полном объеме обязательств по внесению арендной платы, исчисленной в соответствии со спорными дополнительными соглашениями, принимая во внимание, что дополнительное соглашение отражало фактическое изменение ежегодного объема изъятия древесины при уходе за лесами, согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Департамента от 17.12.2008 N 641, суд первой инстанции признал исковые требования Департамента о взыскании арендной платы не подлежащими удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не поддержал выводы суда первой инстанции о злоупотреблении Департаментом своими правами. Однако оставил без изменения решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании вывода о законности соглашений от 01.01.2009, от 22.05.2009, от 29.11.2011, от 10.10.2013, от 21.03.2016 со ссылкой на положения части 2 статьи 74.1 ЛК РФ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Департамента подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, глава 6 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, стало возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.
Поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно также только по решению суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение сторонами условий Договора путем заключения дополнительных соглашений противоречило установленному специальной нормой - частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды в отсутствие решения суда.
При этом суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о злоупотреблении Департаментом правом.
Суд кассационной инстанции считает, что в данном случае последовательность действий Департамента не свидетельствует о его намерении причинить вред Обществу. Обращение Департамента в суд обусловлено выданным истцу Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу предписанием от 18.10.2019 по результатам выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения при заключении без решения суда соглашения, определяющего размер арендной платы ввиду изменения количественных и качественных характеристик лесных участков.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку по делу требуются оценка представленных доказательств, обосновывающих размер взыскиваемой задолженности, которая не подвергалась проверке судами двух инстанций, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение по делу (обоснованность доначисления арендных платежей за 2017 - 2019 годы, составляющих разницу между внесенными ответчиком платежами согласно дополнительным соглашениям и доначисленными Департаментом и установленных изначально при заключении Договора), после чего ввиду всех доводов участвующих в деле лиц принять законный и обоснованный судебный акт, решив вопрос о распределении судебных расходов, возникших при рассмотрении дела в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А13-954/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
...
Поскольку в результате повреждения лесных участков по причине лесных пожаров, ветровалов, вредными организмами изменяются количественные и качественные характеристики лесного участка, что отражается в актах лесопатологического обследования, а затем в государственном лесном реестре, внесение изменений в договор аренды относительно количественных и качественных характеристик лесных участков и зависящих от данных показателей целей и объемов лесопользования, в том числе санитарных рубок, возможно также только по решению суда (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.03.2021 по делу N 307-ЭС20-17553).
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что изменение сторонами условий Договора путем заключения дополнительных соглашений противоречило установленному специальной нормой - частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды в отсутствие решения суда."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-4537/21 по делу N А13-954/2020