07 июля 2021 г. |
Дело N А56-9873/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Гавриловой Е.В. (доверенность от 21.07.2020 N 333), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района" Воробьева С.В. (доверенность от 20.04.2021 N 51),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А56-9873/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Красногвардейского района", адрес: Санкт- Петербург, пр. Ударников, д. 39, корп.1, ОГРН 1089847175000, ИНН 7806386539 (далее - Общество) о взыскании 69 420 руб. 28 коп. неустойки за нарушение сроков оплаты тепловой энергии, начисленной по состоянию на 30.06.2020 (с учетом уточнения иска).
Решением от 21.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.02.2021, с Общества в пользу Предприятия взыскано 66 778 руб. 79 коп. неустойки; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 21.10.2020 и постановление от 24.02.2021, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, Предприятие правомерно выставляло Обществу счета на оплату потребленной тепловой энергии, осуществляя расчеты объемов и стоимости потребленного ресурса исходя из показаний общедомовых приборов учета (далее - ОДПУ) в соответствии с условиями договора теплоснабжения и нормами действующего законодательства. Приобретаемые Обществом коммунальные ресурсы используются не только для предоставления соответствующих коммунальных услуг, но и на содержание общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД). Утверждение Общества о том, что стоимость поставленной тепловой энергии подлежит определению как произведение показаний ОДПУ, зафиксировавших объем горячего водоснабжения в куб.м, и тарифа на горячее водоснабжение в рублях за куб.м воды, не основано на нормах права и противоречит условиям Договора теплоснабжения. Суды не учли, что задолженность за потребленную тепловую энергию оплачена ответчиком в полном объеме, что свидетельствует о согласии и с объемом и с размером начислений, в том числе за горячее водоснабжение.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили договор теплоснабжения в горячей воде от 01.11.2007 N 5850.038.1 (далее - Договор), по которому энергоснабжающая организация обязалась обеспечивать подачу абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, для теплоснабжения жилого дома, расположенного по адресу: ул. Коммуны, д. 41, корп. 1, лит. А (жилой дом), а абонент - принимать и своевременно оплачивать принятую энергию.
Порядок учета потребляемой тепловой энергии установлен в разделе 4 Договора, а расчетов за отпущенную тепловую энергию - в разделе 5.
В силу пунктов 5.1 - 5.5 Договора расчеты за подключенную нагрузку и отпущенную тепловую энергию производятся по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, и осуществляются в безакцептном порядке, согласно платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией.
Энергоснабжающая организация в 1-й декаде месяца, следующего за расчетным, выставляет безакцептно одно платежное требование за оплачиваемую подключенную нагрузку и потребленную тепловую энергию расчетного месяца. Оплата абонентом платежного документа производится в течение 5-ти банковских дней со дня его выставления.
Датой оплаты по Договору считается дата поступлений денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации.
Во исполнение Договора в период с апреля по сентябрь 2019 года Предприятие поставило в многоквартирный дом, находящийся в управлении Общества, тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, которую последнее своевременно не оплатило.
Ссылаясь на то, что Общество надлежащим образом не исполнило обязательство по оплате поставленного коммунального ресурса, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций первоначальный иск удовлетворили частично.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Поскольку тепловая энергия поставлялась населению многоквартирного жилого дома, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно абзацу 8 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Из материалов дела следует, что Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячую воду, которая предоставляется населению как услуга по горячему водоснабжению и оплачивается населением за кубический метр.
Между сторонами не имеется спора относительно объема поставленной горячей воды в куб. м и поставленной тепловой энергии на горячее водоснабжение в Гкал.
Спор возник, в том числе, связи с тем, что ресурсоснабжающая организация выставляет Обществу счета, в которых просит оплатить ресурс исходя из количества потребленных Гкал, а Общество предъявляет населению плату за куб. м горячей воды.
Исходя из положений пункта 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Согласно пункту 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7 (1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество плату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
При таких обстоятельствах, суды правомерно приняли контррасчет неустойки, произведенный ответчиком за спорный период, который соответствует Правилам N 354, а также не противоречит фактическим обстоятельствам дела, и взыскали с ответчика в пользу истца 66 778 руб. 79 коп. неустойки, начисленной на основании пункта 9.2 Закона N 190-ФЗ по состоянию на 30.06.2020.
То обстоятельство, что Общество оплатило стоимость коммунального ресурса в объеме, рассчитанном Предприятием, не свидетельствует о признании Обществом долга; при этом сам факт просрочки оплаты ресурса ответчик не оспаривал.
Довод Предприятия об обоснованности исковых требований со ссылкой на судебные акты по делу N А56-98146/2020 является несостоятельным, поскольку выводы по указанному делу сделаны применительно к иным обстоятельствам, существенного отличающихся от обстоятельств настоящего спора.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск частично.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А56-9873/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество плату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
При таких обстоятельствах, суды правомерно приняли контррасчет неустойки, произведенный ответчиком за спорный период, который соответствует Правилам N 354, а также не противоречит фактическим обстоятельствам дела, и взыскали с ответчика в пользу истца 66 778 руб. 79 коп. неустойки, начисленной на основании пункта 9.2 Закона N 190-ФЗ по состоянию на 30.06.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-6704/21 по делу N А56-9873/2020