07 июля 2021 г. |
Дело N А42-5196/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А42-5196/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами", адрес: 117447, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска", адрес: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, ул. Нюдовская, д. 14, ОГРН 1105107000294, ИНН 5107913161 (далее - Учреждение), 24 613 руб. 56 коп. задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с января по декабрь 2019 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Благоуст" (далее - Компания) и общество с ограниченной ответственностью "Ловозеро-Жилсервис" (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 25.01.2021 иск удовлетворен частично, с Учреждения в пользу Общества взыскано 9770 руб. 11 коп. задолженности. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 08.04.2021 решение суда от 25.01.2021 изменено, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что до настоящего времени договор от 20.09.2019 N 83/321/0001745 между сторонами не заключен, так как стороны не пришли к единому мнению по существенным условиям договора: срок оказания услуг, момент заключения договора, территория, с которой вывозят твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), способ складирования ТКО, объем ТКО, принятого от Учреждения.
Как полагает заявитель, судом апелляционной инстанции не учтено, что Общество не оказывало услуги по обращению с ТКО Учреждения на протяжении 2019 года.
Как следует из кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции ставит в приоритет пояснения Общества и оценивает представленные документы в материалы дела в пользу лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что вывод суда первой инстанции о том, что объем ТКО по договору составил 13,44 куб.м. соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтверждается со стороны Учреждения и третьих лиц.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
Учреждение, Общество, Компания и Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом (региональный оператор) и Учреждением (заказчик) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 20.09.2019 N 83/321/0001745 (далее - Договор), согласно которому региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 1.5 Договора дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019.
Согласно пункту 2.1 Договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пункте 2.13 Договора указано, что оплата оказываемых по договору услуг осуществляется ежемесячно на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг или универсального передаточного документа (УПД), выставляемого до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, по безналичному расчету платежными поручениями, путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет регионального оператора, указанный в настоящем договоре.
В силу пункта 2.14 Договора перечисление денежных средств на расчетный счет регионального оператора осуществляется заказчиком в течение 30 дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки оказанной услуги (выполненных работ) или универсального передаточного документа, на основании акта сдачи-приемки оказанной услуги (выполненных работ) и выставленного региональным оператором счета-фактуры или универсального передаточного документа. Счет-фактура выставляется региональным оператором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1.1 Договора в обязанности регионального оператора входит обеспечение приема твердых коммунальных отходов в объеме и в месте, которые определены в приложении к договору.
Договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и распространяет свое действие с 01.10.2019 по 31.12.2019 (пункт 10.1 Договора).
В период с 01.01.2019 по 31.12.2019 Общество оказало Учреждению услуги по обращению с ТКО на сумму 24 613 руб. 56 коп.
Ссылаясь на том, что Учреждение не оплатило оказанные услуги, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил частично, взыскав с Учреждения в пользу Общества 9770 руб. 11 коп. задолженности; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Апелляционная инстанция решение суда изменила, исковые требования удовлетворила полностью, поскольку пришла к выводу об обоснованности иска по праву и по размеру.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела судебного акта и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Общество в лице Мурманского филиала является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Мурманской области на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Мурманской области от 10.01.2018 с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 7.2 Соглашения региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по Соглашению в полном объеме с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в действие единого тарифа на услугу регионального оператора.
Тарифы на услугу регионального оператора утверждены постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 18.12.2018 N 49/9 и применяются с учетом изменений, внесенных постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 27.03.2019 N 12/1.
Таким образом, Общество в лице Мурманского филиала приступило к оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам ТКО на территории Мурманской области с 01.01.2019.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), устанавливают порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно подпункту "в" пункта 8(1) Правил N 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) указанного раздела Правил N 1156 предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления двух экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 8(12) Правил N 1156 в случае, если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156 (пункт 8(15) Правил).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что публичная оферта на оказание услуг по обращению с ТКО опубликована в печатном СМИ "Мурманский вестник" 08.02.2018 и размещена на официальном сайте регионального оператора по адресу: http://regoperator.ru/dogovora-s-potrebitelyami-murmansk.
Следовательно, как верно указал суд апелляционной инстанции, с момента опубликования публичной оферты и утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, Учреждению как собственнику ТКО, имеющему объекты на территории Мурманской области, было известно о дате начала оказания услуг по обращению с ТКО и об условиях их оказания.
Материалами дела подтверждается, что проект Договора был направлен Учреждению, получен им и подписан с протоколом разногласий от 20.09.2019 N 1, протоколом согласования разногласий от 16.10.2019.
Между тем, как установлено апелляционным судом, протокол разногласий не содержит предложений по изменению пункта 1 приложения N 1 к Договору, определяющего объемы и место накопления ТКО с конкретизацией по наименованию объектов, адресам объектов, расчетным единицам, нормативам накопления, объемам принимаемых ТКО, местам накопления ТКО, способам складирования, периодичностью вывоза ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
Согласно пункту 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из: - нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения. Аналогичные условия содержатся в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
На основании пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В рассматриваемом случае нормативы накопления ТКО в Мурманской области установлены постановлением Правительства Мурманской области от 03.05.2018 N 192-ПП/4 (редакция от 18.12.2018) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Мурманской области" (далее - Постановление N 192-ПП/4).
Так, Постановлением N 192-ПП/4 установлено, что в целях ведения расчетов по обращению с ТКО на территории Мурманской области коммерческий учет ТКО необходимо осуществлять расчетным путем исходя из: - количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; - нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Для категории объектов "Административные здания, учреждения, конторы (включая кредитно-финансовые учреждения, отделения связи, научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, административные и офисные учреждения и пр.)" расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив, является 1 сотрудник (норматив накопления 0,94 куб.м в год).
В пункте 5.2 Договора указано, что при отсутствии в собственности или на ином законом основании у заказчика индивидуального контейнера, не обремененного правами третьих лиц, маркировка которого позволяет идентифицировать принадлежность контейнера такому заказчику, установленного в местах накопления ТКО учет объема ТКО осуществляется расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО, объем принимаемых ТКО за год определяется в соответствии с приложением N 1 к договору.
На основании пункта 1 приложения N 1 к Договору, заявки на заключение Договора, расчетной единицей в целях определения объема ТКО является 1 сотрудник, заявленное ответчиком количество расчетных единиц - 30 сотрудников.
При этом с учетом применения нормативов, установленных Постановлением N 192-ПП/4, указанное приложение определяет общий объем ТКО по Договору в год - 28,2 куб.м и, как следствие, соответствующую цену Договора.
Как верно отмечено апелляционным судом, возможности применения иных способов расчета объема ТКО заключенный Договор и действующее законодательство не предусматривает.
Апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что индивидуального контейнера в собственности или на ином законом основании у Учреждения не имеется. Складирование ТКО производится Учреждением в мусорные мешки, в том числе контейнеры у МКД по адресу: г. Мончегорск, ул. Нюдовская, д. 14, что по способу складирования не противоречит Правилам N 1156, но не связано с методикой расчета объемов ТКО по Договору. Соответствующий объем и стоимость оказанных услуг зафиксированы региональным оператором в представленных в материалы дела счетах и универсальных передаточных документах, и Учреждением документально не опровергнуты.
Учитывая изложенное, вывод суда апелляционной инстанции о том, что объем ТКО по Договору и, как следствие соответствующая цена Договора, должны определяется в соответствии с вышеуказанными договорными и нормативными положениями, а не фактическими потребностями Учреждения, является правомерным и соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Факт и объем оказания Обществом услуг Учреждению в спорный подтвержден представленными Обществом в материалы дела первичными учетными документами, ранее направленными Учреждению и содержащими все требуемые по закону реквизиты и иные данные.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы, апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу о доказанности заявленных требований по праву и по размеру, и правомерно удовлетворила исковые требования.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебного акта, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по делу N А42-5196/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
На основании пункта 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-9412/21 по делу N А42-5196/2020