07 июля 2021 г. |
Дело N А56-76985/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Абрамовой Д.И. (доверенность от 23.07.2020 N 146-20),.
рассмотрев 05.07.2021 в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А56-76985/2020,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 21.08.2020 о назначении административного наказания по делу N 078/04/9.21-682/2020 об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2021, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и отменено.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным, Управление обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявления Общества отказать.
Представитель Общества, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление ООО "Пищевой комбинат" (далее - Комбинат) от 28.02.2020 с жалобой на действия (бездействие) акционерного общества "Царскосельская энергетическая компания" (далее - АО "ЦЭК") при непредоставлении в течение 10-и рабочих дней откорректированного проекта договора N ОД-СПб-3371-20/1769-Э-20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор) объекта Комбината, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Кузьминское ш., д. 50, лит. Д с кадастровым номером 78:42:0018126:1056 (далее - Объект).
Проанализировав поступившее обращение и приложенные к нему документы, а также дополнительно запрошенные у Общества пояснения и документы, Управление установило, что Комбинат направил в АО "ЦЭК" заявку N 20-1769 от 30.01.2020 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям Объекта с максимальной мощностью энергопринимающих устройств - 150 кВт при напряжении 0,4 кВ, в связи с увеличением максимальной мощности Объекта. На момент подачи заявления в Управление АО "ЦЭК" не предоставило Комбинату проект Договора ввиду возникших разногласий по способу технологического присоединения.
АО "ЦЭК" в ходе реорганизации с 14.05.2020 прекратило свою деятельность, правопреемником является Общество.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Управлением в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования уполномоченным должностным лицом Управления в отношении Общества составлен протокол от 07.08.2020 по делу N 05/24500/20 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 21.08.2020 по делу N 078/04/9.21-682/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде 600 000 руб. штрафа.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, установив в действиях Общества состав вменяемого правонарушения, пришли к выводу о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 3 Правил N 861 установлена обязанность сетевой организации выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 15 Правил N 861 установлено, что в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 данных Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15-и дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацу пятнадцатому пункта 15 Правил N 861 в случае направления заявителем в течение 10 рабочих дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием приведения его в соответствие с настоящими Правилами, сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10-и рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Принимая во внимание изложенное правовое регулирование, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждено неисполнение ПАО "Россети Ленэнерго" своей обязанности по направлению в адрес ООО "Пищевой комбинат" новой редакции проекта договора и технических условий в срок, установленный пунктом 15 Правил N 861, что образует событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 9.21 КоАП РФ.
Между тем, суды установили, что данное правонарушение может быть квалифицированно как малозначительное.
Освобождая ПАО "Россети Ленэнерго" от административной ответственности, суды руководствовались положениями пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10). Судами учтено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вредные и негативные последствия для потребителя. Оценивая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, степень общественной опасности, суды мотивированно признали возможным применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освободили Общество от административной ответственности.
Выводы судов о возможности квалификации правонарушения как малозначительного в силу статьи 286 АПК РФ и абзаца четвертого пункта 18.1 постановления Пленума N 10 не подлежит переоценке судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования, оспариваемое постановление административного органа отменили, признав его недействительным.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по делу N А56-76985/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Освобождая ПАО "Россети Ленэнерго" от административной ответственности, суды руководствовались положениями пунктов 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10). Судами учтено отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, вредные и негативные последствия для потребителя. Оценивая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, степень общественной опасности, суды мотивированно признали возможным применение положений статьи 2.9 КоАП РФ и освободили Общество от административной ответственности.
Выводы судов о возможности квалификации правонарушения как малозначительного в силу статьи 286 АПК РФ и абзаца четвертого пункта 18.1 постановления Пленума N 10 не подлежит переоценке судом кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июля 2021 г. N Ф07-8134/21 по делу N А56-76985/2020