13 июля 2021 г. |
Дело N А44-4036/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии некоммерческого партнерства "Новгородохота" Бувайлин Е.А. (доверенность от 16.02.2021),
рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Новгородохота" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А44-4036/2020,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Новгородохота", адрес: 173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, Центральная ул., д. 6, ОГРН 1055300983264, ИНН 5310012414 (далее - Партнерство, НК "Новгородохота"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области, адрес: 173000, Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 24, ОГРН 1055300956490, ИНН 5321102620 (далее - Комитет), о признании незаконным решения от 10.07.2020 N 32 "О регулировании численности охотничьих ресурсов" в части установления срока охоты в целях регулирования численности кабана с 10.07.2020 по 01.09.2020 и объема изъятия кабана в количестве 5 особей; понуждении Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Гусиный край", адрес: 173008, Великий Новгород, ул. Щусева, д. 7, корп. 2, кв. 85, ОГРН 1167847355675, ИНН 7802592996; ООО "Викинг", адрес: 173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, р.п. Панковка, Промышленная ул., д. 10, ОГРН 1055301002404, ИНН 5310012478; ООО "Фирма "Новый город", адрес: 173003, Великий Новгород, Стратилатовская ул., д. 17, ОГРН 1025300790591, ИНН 5321051310; ООО "Шимчанка", адрес: 174150, Новгородская обл., Шимский р-н, р.п. Шимск, Вокзальная ул., д. 9, оф. 2, ОГРН 1085332000401, ИНН 5319004584; закрытое акционерное общество "Нефтегазстрой", адрес: 173003, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 22, ОГРН 1025300797191, ИНН 5321034554; некоммерческое партнерство (далее - НК) "Клуб охотничьего собаководства "Курцхаар", адрес: 173526, Новгородская обл., Новгородский р-н, р.п. Панковка, Индустриальная ул., д. 21а, ОГРН 1035301201055, ИНН 5310011467; НК "Спортивно-охотничий клуб "Сутоки", адрес: 173509, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Лесная, ул. 60 лет СССР, д. 9, оф. 1, ОГРН 1045301202781, ИНН 5310012140; НК "Клуб охотников и рыболовов "Беркут", адрес: 174150, Новгородская обл., Шимский р-н, д. Голино, ОГРН 1025301790139, ИНН 5319004016; некоммерческое партнерство "Клуб охотников и рыболовов "Вепрь", адрес: 174150, Новгородская обл., Шимский р-н, р.п. Шимск, Промышленная ул., д. 6, ОГРН 1085300000246, ИНН 5319004619; Солецкая районная общественная организация охотников и рыболовов (далее - СРОООИР) "Выбитское", адрес: 175045, Новгородская обл., Солецкий р-н, д. Выбити, Речная ул., д. 15, ОГРН 1055306310091, ИНН 5315001303; СРОООИР "Запольское", адрес: 175061, Новгородская обл., Солецкий р-н, д. Горки, ул. Юрия Смирнова, д. 11, ОГРН 1055306303590, ИНН 5315001014; СРОООИР "Энергия", адрес: 175040, Новгородская обл., Солецкий р-н, г. Сольцы, Загородная ул., д. 34, ОГРН 1055306302611, ИНН 5315999089; общественная организация "Общество охотников и рыболовов Старорусского района", адрес: 175200, Новгородская обл., г. Старая Русса, наб. Штыкова, д. 24, ОГРН 1025300005301, ИНН 5322000540.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 24.11.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021, в удовлетворении заявления Партнерству отказано.
В кассационной жалобе НК "Новгородохота", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы Партнерства.
В судебном заседании представитель Партнерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с угрозой возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов (африканской чумы свиней) Комитетом 10.07.2020 принято решение N 32 "О регулировании численности охотничьих ресурсов", которым предусмотрено проведение мероприятий по регулированию численности кабана в период с 10.07.2020 по 01.09.2020 с установлением в приложении к данному решению в отношении охотничьих угодий Партнерства объема изъятия кабана в количестве 5 особей.
Не согласившись с указанным решением Комитета в части установления срока охоты в целях регулирования численности кабана с 10.07.2020 по 01.09.2020 и объема изъятия кабана в количестве 5 особей, НК "Новгородохота" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Партнерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон N 52-ФЗ) в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира. Объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 названного Закона.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов осуществляется при проведении мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, указанных в статье 48 названного Закона, в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов. Охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В соответствии с положением статьи 48 Закона N 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания.
Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется на основании решений органов государственной власти в пределах их полномочий, установленных статьями 32 - 34 названного Закона. В таких решениях содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов.
Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.01.2011 N 1 утвержден Порядок принятия решения о регулировании численности охотничьих ресурсов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка решение о регулировании численности принимается органами государственной власти (далее - уполномоченные органы):
- на особо охраняемых природных территориях федерального значения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- в охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь положениями пункта 4 статьи 32 Закона N 209-ФЗ, пунктов 1.1, 1.2, 3.3 Положения о комитете охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области, утвержденного постановлением Правительства Новгородской области от 21.12.2017 N 449 (далее - Положение N 449), суды констатировали, что оспариваемое решение принято Комитетом в пределах его полномочий и в соответствии с установленным порядком.
В силу пункта 6 Порядка в случае возникновения угрозы и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания полученные данные в течение трех рабочих дней после их поступления анализируются, и принимается решение о регулировании численности.
Как было указано ранее, основанием для принятия оспариваемого решения послужила угроза возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов (африканской чумы свиней), а именно регистрация африканской чумы свиней (далее - АЧС) на территории ООО "Агростандарт" Солецкого района и в д. Горцы Шимского района. Территория Партнерства, согласно представленной Комитетом схеме, расположена в первой угрожаемой зоне, в непосредственной близости к эпизоотическому очагу АЧС, определенной решением Областной чрезвычайной противоэпидемической комиссии по вопросам принятия мер по ликвидации вируса АЧС и недопущению его распространения на территории Новгородской области (далее - ОЧТГК) от 09.07.2020 N 6.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Областной чрезвычайной противоэпидемической комиссии, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 11.09.2012 N 543 (далее - Положение N 543), данная комиссия создана в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и является коллегиальным, совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти области, чрезвычайных противоэпизоотических комиссий городского округа и муниципальных районов области и иных организаций при проведении работ по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел (далее - животные), защите населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в области.
В силу пункта 3.6 Положения N 543 ОЧТГК разрабатывает комплексные мероприятия, направленные на предотвращение распространения, локализацию и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных, улучшение эпизоотической обстановки, координирует и организует их осуществление.
Решения комиссии доводятся до сведения заинтересованных органов исполнительной власти области, юридических и физических лиц, должностных лиц в виде соответствующих выписок из протокола заседания комиссии (пункт 4.9 Положения N 543).
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 22 решения ОЧТГК от 09.10.2020 N 6 Комитету рекомендовано принять решение о регулировании численности кабана на территории охотничьих хозяйств, входящих в первую угрожаемую по АЧС зону, с изъятием 100% особей кабана от численности по состоянию на 01.04.2020 - до отмены ограничительных мероприятий (карантина).
Также согласно Рекомендациям, утвержденным Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации 27.02.2020, в целях предупреждения распространения АЧС на территориях муниципальных районов и городских округов субъектов Российской Федерации, в границах которых располагаются свиноводческие комплексы (за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения), органам исполнительной власти рекомендовано в срок до 01.07.2020 обеспечить создание буферной зоны вокруг свиноводческих комплексов шириной до 10 км, в которой предусмотреть изъятие до 100% поголовья кабана.
Расположение охотничьих угодий Партнерства в названной буферной зоне также следует из представленной Комитетом схемы.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемого решения и обоснованности его принятия Комитетом.
При этом с учетом отсутствия на момент издания оспариваемого решения сроков снятия ограничительных мероприятий (карантина) Комитетом были установлены сроки проведения мероприятий до 01.09.2020, что отвечает целям принятия данного решения (предотвращение распространения АЧС).
Указ Губернатора Новгородской области от 10.07.2020 N 394 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней", устанавливающий срок ограничительных мероприятий до 15.10.2020, на который ссылается Партнерство в обоснование своих доводов, как верно указали суды, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 13.07.2020, то есть после принятия оспариваемого решения Комитета, и не может свидетельствовать о его незаконности.
Доводы НК "Новгородохота" о необоснованном установлении в оспариваемом решении объема изъятия кабана в количестве 5 особей также были рассмотрены судами и получили надлежащую оценку. Суды верно отметили, что указание в оспариваемом решении на количество особей, подлежащих изъятию на территории охотничьих угодий Партнерства, в количестве 5 особей соответствует сведениям государственного мониторинга, опубликованным на официальном сайте Комитета, о 100% количестве особей кабана на данной территории, а также рекомендациям Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27.02.2020 и пункту 22 решения ОЧТГК от 09.07.2020 N 6.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А44-4036/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Новгородохота" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Областной чрезвычайной противоэпидемической комиссии, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 11.09.2012 N 543 (далее - Положение N 543), данная комиссия создана в соответствии с Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и является коллегиальным, совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти области, чрезвычайных противоэпизоотических комиссий городского округа и муниципальных районов области и иных организаций при проведении работ по предупреждению возникновения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел (далее - животные), защите населения от болезней, общих для человека и животных, обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в области.
...
Указ Губернатора Новгородской области от 10.07.2020 N 394 "Об установлении ограничительных мероприятий (карантина) по африканской чуме свиней", устанавливающий срок ограничительных мероприятий до 15.10.2020, на который ссылается Партнерство в обоснование своих доводов, как верно указали суды, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 13.07.2020, то есть после принятия оспариваемого решения Комитета, и не может свидетельствовать о его незаконности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2021 г. N Ф07-7665/21 по делу N А44-4036/2020