13 июля 2021 г. |
Дело N А56-81488/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга Бибиной А.В. (доверенность от 30.12.2020 N 01-32-91/20-0-0), от общества с ограниченной ответственностью "Бэнто" Рудыко Р.В. (доверенность от 03.06.2021),
рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А56-81488/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Бэнто", адрес: 197110, Санкт-Петербург, Большая Разночинная ул., д. 7, лит. А, пом. 2-Н, ч.п. 6, ОГРН 1187847282732, ИНН 7813621448 (далее - Общество, ООО "Бэнто"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, адрес: 191014, Санкт-Петербург, ул. Рылеева, д. 7, лит. А, пом. 2-Н, 5-Н, 7-Н, 10-Н, ОГРН 1167847166882, ИНН 7801305857 (далее - Комитет), от 25.08.2020 по делу N 1062/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 8.6-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Одновременно Общество обратилось с жалобой на указанное постановление Комитета в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга.
Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 24.09.2020 жалоба ООО "Бэнто" направлена по подсудности в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Определением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 09.11.2020 по делу N 12-947/2020 жалоба на постановление Комитета от 25.08.2020 N 1062/2020 направлена в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на основании части 3 статьи 30.1 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 заявление Общества принято к производству.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021, заявление удовлетворено, оспариваемое постановление Комитета признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ООО "Бэнто" в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом судов о квалификации вменяемого Обществу нарушения по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Комитет считает, что совершенное ООО "Бэнто" правонарушение правомерно квалифицировано им по пункту 1 статьи 8.6-1 Закона N 273-70.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.07.2020 в 20 ч 55 мин в ходе осуществления мероприятий по предотвращению нарушений режима повышенной готовности в целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании приказа от 09.07.2020 N 4164-по сотрудниками Комитета проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 78:07:0321502:1021, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Южная дорога, участок 15 (восточнее дома 21 лит. Ш по Крестовскому пр.).
В ходе обследования установлено, что на данном земельном участке размещено кафе с информационной вывеской "SunDay Ginza", в котором ООО "Бэнто" осуществляет оказание услуг общественного питания с очным присутствием граждан.
На момент осмотра в зале находились посетители, которые принимали пищу из ассортимента, представленного в кафе. При входе указан режим работы, доступ в помещение кафе свободный, внутри присутствует обслуживающий персонал. В кафе также предоставляются услуги организации процесса курения кальяна. По результатам обследования Комитетом 10.07.2020 составлен протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с применением фотосъемки и видеозаписи.
По факту неисполнения Обществом требований о запрете (временной приостановке) деятельности организаций (предприятий) общественного питания, выразившегося в осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания с очным посещением гражданами (посетителями) предприятия общественного питания, с предоставлением посадочных мест, с беспрепятственным доступом посетителей (нарушение пункта 2.1.8 Постановления N 121), должностным лицом Комитета 06.08.2020 в отношении ООО "Бэнто" составлен протокол N 562/С/2020 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 8.6-1 Закона N 273-70.
Постановлением Комитета от 25.08.2020 по делу N 1062/2020 Общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 8.6-1 Закона N 273-70 и ему назначено административное наказание в виде 200 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о неверной квалификации вменяемого заявителю административного правонарушения по пункту 1 статьи 8.6-1 Закона N 273-70. По мнению суда, вменяемое Обществу правонарушение надлежало квалифицировать по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Основываясь на выводе о неверной квалификации вменяемого административного правонарушения, суд признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Комитета.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В рассматриваемом случае такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 (далее - Правила N 417).
Вместе с тем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020)).
Пунктом "о-10" статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 28.09.2005 N 514-76 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций отнесено установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом "о-1" названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространения в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.06.2020 N 436 (далее - Постановление N 121), на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Пунктом 2.1.8 Постановления N 121 запрещена (временно приостановлена) на территории Санкт-Петербурга деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением обслуживания на вынос без посещения помещений предприятий общественного питания, доставки заказов на дом, на предприятия (организации) и в номера гостиниц, а также посещение гражданами помещений указанных предприятий общественного питания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8.6-1 Закона N 273-70 неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В свою очередь частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса, в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020 утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Закона N 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) и Правил N 417, в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил N 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу, что допущенное ООО "Бэнто" правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности по оказанию услуг общественного питания с очным посещением гражданами (посетителями) предприятия общественного питания, с предоставлением посадочных мест, с беспрепятственным доступом посетителей в помещении предприятия общественного питания, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В силу изложенного суды с учетом рекомендаций пункта 9 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ обоснованно признали незаконным и отменили оспариваемое постановление Комитета.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2021 по делу N А56-81488/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.