13 июля 2021 г. |
Дело N А56-47803/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Зайцева А.В. (доверенность от 30.04.2021 N 272),
рассмотрев 07.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А56-47803/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие, ГУП "ТЭК СПб"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС), от 19.05.2020 по делу N Т02-379/20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургский институт теплоэнергетики", адрес: 190121, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 107, лит. А, пом. 9Н, оф. 6, ОГРН 1037811063146, ИНН 7825413361 (далее - ЗАО "СПб Институт теплоэнергетики"), и акционерное общество "Теплоэнергомонтаж", адрес: 195221, Санкт-Петербург, Ключевая ул., д. 30, лит. А, пом. 315-2, ОГРН 1127847653295, ИНН 7804498332 (далее - АО "Теплоэнергомонтаж").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2020, оставленным без изменения постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021, в удовлетворении заявления Предприятию отказано.
В кассационной жалобе ГУП "ТЭК СПб", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, по своей сути запрос ЗАО "СПб Институт теплоэнергетики" не содержал просьбу о разъяснении положений документации, а выражал мнение участника о невозможности выполнения работ в установленный срок. Ответ на указанный вопрос, как считает Предприятие, выходит за рамки механизма разъяснения положений документации с точки зрения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.03.2020 ГУП "ТЭК СПб" (организатор торгов) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение N 32008997883 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение проектно-изыскательских работ по модернизации котельной в части технического перевооружения котла ПТВМ-30-М N 4 по адресу: Санкт-Петербург, Штурманская ул., л.8 лит. С (ПИР).
Конкурс проводился в соответствии с Законом N 223-ФЗ и Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП "ТЭК СПб", Документацией о закупке (далее - Документация).
ЗАО "СПБ институт теплоэнергетики" 18.03.2020 обратилось к организатору торгов с запросом о разъяснении положений Документации, полагая, что установленный Документацией срок выполнения работ является неисполнимым.
В ответ на указанный запрос Предприятие разместило ответ следующего содержания: "В конкурсную документацию будут внесены изменения".
ЗАО "СПБ институт теплоэнергетики" обратилось в Управление с жалобой на действия организатора торгов, указывая, что Предприятием ненадлежащим образом исполнена обязанность, установленная частью 3 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Решением УФАС от 19.05.2020 жалоба ЗАО "СПБ институт теплоэнергетики" признана обоснованной, в действиях ГУП "ТЭК СПб" установлено нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в нарушении информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований указанной статьи, допущенное при организации и проведении процедуры закупки - неразъяснение положений документации о конкурентной закупке в установленный законом срок.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемого решения действующему законодательству Российской Федерации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ГУП "ТЭК СПб" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе, следующими принципами: информационная открытость закупки (пункт 1); равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2).
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено названным Законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 данной статьи.
На основании части 2 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном названным Законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.
Частью 3 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 названной статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Пунктом 10 Информационной карты Документации установлено, что заявки на участие в конкурсе должны быть поданы в срок до 06.04.2020 до 12 ч 00 мин (по московскому времени).
Как было указано ранее, на поступивший 18.03.2020 запрос от ЗАО "СПб Институт теплоэнергетики" о разъяснении положений Документации в части установления заведомо неисполнимого срока на выполнение проектно-изыскательских работ (10 дней), Предприятие 23.03.2020 разместило в Единой информационной системе ответ, содержащий следующую фразу: "В конкурсную документацию будут внесены изменения".
Оценив данный ответ, суды верно установили, что он не содержал какой-либо информации по существу запроса и, по сути, не являлся разъяснением.
Также судами установлено, что организатором торгов какие-либо изменения в Документацию в части срока выполнения работ не вносились, следовательно, в разъяснениях от 23.03.2020 представлена ложная информация, вводящая в заблуждение участников (потенциальных участников) такой закупки.
Согласно сведениям официального сайта изменения в документацию для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, вносились дважды (25.03.2020 и 27.03.2020) и затрагивали лишь сроки проведения этапов процедуры закупки.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно поддержали позицию УФАС о наличии в действиях ГУП "ТЭК СПб" нарушений пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по делу N А56-47803/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено названным Законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 данной статьи.
...
Согласно сведениям официального сайта изменения в документацию для проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, вносились дважды (25.03.2020 и 27.03.2020) и затрагивали лишь сроки проведения этапов процедуры закупки.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно поддержали позицию УФАС о наличии в действиях ГУП "ТЭК СПб" нарушений пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 3 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2021 г. N Ф07-5737/21 по делу N А56-47803/2020