14 июля 2021 г. |
Дело N А56-70595/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Захарова А.В. (доверенность от 09.07.2021),
рассмотрев 12.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Балтэкспо" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А56-70595/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Балтэкспо", адрес: 197110, Санкт-Петербург, Лодейнопольская ул., д. 5, лит. Б, ОГРН 1127847350950, ИНН 7813538380 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу, адрес: 197136, Санкт-Петербург, ул. Ленина, д. 11/64, ОГРН 1047822999872, ИНН 7813085660 (далее - Инспекция), от 18.05.2020 N 119799 об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"; о возложении на Инспекцию обязанности удовлетворить требование о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.
Решением суда от 25.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение имеющих существенное значение обстоятельств, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, суды дали ошибочное толкование Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 (далее - Правила N 576).
Общество считает ошибочным вывод судов о том, что применительно к подпункту "е" пункта 3 Правил N 576 количество работников в апреле 2020 года составило менее 90 процентов от количества работников в марте 2020 года.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда от 07.06.2021 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 12.07.2021.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, что не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество 12.05.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Инспекцией 18.05.2020 принято решение N 119799 об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Решением Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 20.07.2020 N 05-53/41324 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Общество, полагая, что условия получения субсидии были соблюдены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество указало, что сокращение штата не производило, трудовые отношения со штатными работниками не прекращало; 11 человек в марте 2020 года оказывали услуги (выполняли работы) по гражданско-правовым договорам, в связи с чем и были включены в отчетность по форме СЗВ-М за март 2020 года.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора исходили из того, что согласно Правилам N 576 при проверке соблюдения условий предоставления субсидий в отношении количества работников подлежат учету сведения, отраженные в отчетности по форме СЗВ-М. Суды установили, что согласно отчетности Общества по форме СЗВ-М за март 2020 год количество застрахованных лиц составляло 32 человека, а в апреле 2020 года - 22 человека. Таким образом, суды пришли к выводу, что применительно к положениям Правил N 576, имело место сокращение работников более чем на 10 процентов, в связи с чем Инспекция правомерно отказала в предоставлении субсидии.
Суды отклонили довод Общества о том, что 11 человек в марте 2020 года оказывали услуги (выполняли работы) по гражданско-правовым договорам, указав на необходимость исходить из данных отчетности по форме СЗВ-М.
Проверив в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно нее, суд округа приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Правилами N 576 установлены цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 Правил N 576.
Согласно положениям пункта 4 Правил N 576 размер субсидии определяется исходя из количества работников организации.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил N 576, одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является условие о количестве работников получателя субсидии, которое в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Абзацем пятым пункта 4 Правил N 576 установлено, что количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах" (Форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) необходимые сведения по установленной форме.
Таким образом, в отчетность организации по форме СЗВ-М включаются как физические лица, с которыми заключен трудовой договор, так и физические лица, в соответствующем месяце выполнившие для организации работы (оказавшие услуги) в рамках договора гражданско-правового характера.
Работником в силу части 2 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, работодателем - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ.
Положение подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 направлено на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.
Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании принципов, закрепленных в статье 2 ТК РФ, существенно отличается от регулирования гражданско-правовых отношений. Из Правил N 576 не следует, что целью предоставления субсидии является сохранение выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам даже в случае отсутствия у организации необходимости в работах и услугах в соответствующий период.
Заслуживает внимания и довод Общества о неправомерности осуществления выплат в рамках гражданских отношений за работы (услуги), которые фактически не были выполнены (оказаны).
Согласно правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.02.2021 N АКПИ20-979, работодатель вправе предоставить налоговому органу дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий получения субсидии, в том числе условия подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 о количестве работников.
Учитывая изложенное, примененный судами при разрешении настоящего спора формальный подход не может быть признаны правильным исходя из целей и условий получения субсидий, предусмотренных Правилами N 576. Доводы Общества о том, что сокращение штата не производилось, трудовые отношения не прекращались, 11 человек были включены в отчетность за март 2020 года в связи с оказание услуг (выполнением работ) по гражданско-правовым договорам, имеют существенное значение, подлежали проверке и оценке судами при разрешении настоящего спора.
Поскольку соответствующие обстоятельства судами не исследованы и не установлены, представленные Обществом документы оценки не получили, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, с учетом характера спорного правоотношения дать надлежащую правовую оценку всем доводам лиц, участвующих в деле, установить имеющие существенные значение для правильного рассмотрения спора обстоятельства, после чего разрешить спор с правильным применением норм права.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 АПК РФ при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (по правилам статьи 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А56-70595/2020 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ.
Положение подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 направлено на сохранение занятости и оплаты труда работников, трудоустройство которых напрямую зависит от действий работодателя.
Регулирование трудовых отношений осуществляется на основании принципов, закрепленных в статье 2 ТК РФ, существенно отличается от регулирования гражданско-правовых отношений. Из Правил N 576 не следует, что целью предоставления субсидии является сохранение выплат физическим лицам по гражданско-правовым договорам даже в случае отсутствия у организации необходимости в работах и услугах в соответствующий период.
...
Согласно правой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.02.2021 N АКПИ20-979, работодатель вправе предоставить налоговому органу дополнительные документы, подтверждающие соблюдение условий получения субсидии, в том числе условия подпункта "е" пункта 3 Правил N 576 о количестве работников."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2021 г. N Ф07-4964/21 по делу N А56-70595/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2721/2022
18.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-70595/20
14.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4964/2021
17.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-178/2021
25.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-70595/20