14 июля 2021 г. |
Дело N А56-25156/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Корабухиной Л.И.,
при участии от автономной некоммерческой организации "Центр кинематографии" представителя Тутаева В.В. (доверенность от 13.07.2021), от Комитета по культуре Санкт-Петербурга представителя Парнышковой О.Н. (доверенность от 16.04.2021),
рассмотрев 14.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Центр кинематографии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А56-25156/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по культуре Санкт-Петербурга, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 40-42, лит. А, ОГРН 1037867016440, ИНН 7808025993 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с автономной некоммерческой организации "Центр кинематографии", адрес: 195220, Санкт-Петербург, пр. Непокорённых, д. 17, корп. 4, ч.п. 21Н, ком. 7, ОГРН 1127800002989, ИНН 7804290373 (далее - Организация), в бюджет Санкт-Петербурга 7 000 000 руб. субсидии и расторжении договора от 31.10.2018 N 264 (далее - Договор) и дополнительного соглашения от 31.10.2018 к Договору.
Организация обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со встречным заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным распоряжения Комитета от 05.02.2020 N 48 (в редакции распоряжения от 02.07.2020 N 609) в части обязания по возврату в бюджет 7 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021, с Организации взыскано 7 000 000 руб. субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание кинофильма "Запах фиалки"; Договор и дополнительное соглашение от 31.10.2018 расторгнуты; в удовлетворении встречного иска отказано; с Организации в доход федерального бюджета взыскано 58 000 руб. государственной пошлины.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 17.11.2020 и постановление от 19.03.2021, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных Комитетом требований и об удовлетворении встречного иска Организации.
По мнению подателя жалобы, возврату в бюджет подлежат только остатки полученной субсидии, не использованные в установленные Договором сроки. Спорная сумма не подлежит возврату в бюджет, поскольку нецелевое использование 7 000 000 руб. субсидии не доказано.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Организации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурсного отбора на предоставление субсидий на развитие кинематографии, решением экспертной комиссии по проведению конкурсного отбора Организация признана победителем конкурсного отбора и получателем субсидии на развитие кинематографии (далее - субсидия).
Распоряжением Комитета от 16.07.2018 N 334 "О предоставлении субсидий" Организации предоставлены 22 000 000 руб. субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма "Запах фиалки" (далее - кинофильм).
Между Комитетом и Организацией 31.10.2018 заключен договор N 264 о предоставлении субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на финансовое обеспечение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг (далее - Договор). 31.10.2018 сторонами подписано дополнительное соглашение к Договору (далее - Дополнительное соглашение).
Обязательства по Договору и Дополнительному соглашению Комитет исполнил перечислив Организации по платежному поручению от 06.12.2018 сумму субсидии - 22 000 000 руб.
Комитетом проведена проверка соблюдения Организацией целей, условий и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с актом проверки соблюдения получателем субсидий целей, условий и порядка предоставления субсидий, достижения показателей результативности предоставления субсидий от 29.11.2019 установлено несоблюдение Организацией одного из условий предоставления субсидий, установленных в Договоре, а именно не представлена отчетность об использовании субсидии на создание кинофильма и достижении показателей результативности предоставления субсидий.
Организации 15.01.2020 направлено уведомление о нарушениях условий предоставления субсидий N 01-24-8803/19-0-1, с указанием выявленных нарушений; в срок до 31.01.2020 Организации предложено устранить нарушения и представить Комитету документы, подтверждающие выполнение Организацией условий предоставления субсидий, а именно творческий отчет о создании кинофильма, финансовый отчет об исполнении сметы затрат на создание кинофильма и отчет о достижении показателей результативности предоставления субсидий.
Указанные документы Организация не представила.
По платежному поручению от 27.12.2019 N 35 Организация возвратила 15 000 000 руб. субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
Комитетом издано распоряжение от 05.02.2020 N 48 "О возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга" (далее - распоряжение о возврате субсидии), в соответствии с которым Организации необходимо осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма в размере 22 000 000 руб.
Организации направлено Требование от 07.02.2020 N 01-24-8803/19-0-2 об осуществлении возврата в бюджет Санкт-Петербурга субсидии на финансовое обеспечение затрат по созданию кинофильма.
В дальнейшем, распоряжением Комитета от 20.07.2020 N 609 в распоряжение N 48 внесено изменение в части размера субсидии, подлежащей возврату в бюджет Санкт-Петербурга - 7 000 000 руб.
Поскольку Организация не возвратила в бюджет 7 000 000 руб. субсидии, Комитет обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Организация заявила встречные требования об оспаривании распоряжения Комитета о возврате предоставленной субсидии.
Суды обеих инстанций удовлетворили исковые требования Комитета, отказав в удовлетворении встречного требования Организации.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяют субсидию как форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления в 2018 году субсидий на финансовое обеспечение затрат социально ориентированным некоммерческим организациям на развитие кинематографии утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга 08.05.2018 N 352 "О предоставлении в 2018 году субсидий на развитие кинематографии" (далее - Порядок).
В силу пункта 3 Порядка субсидии предоставляются социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - организации) в целях финансового обеспечения затрат, возникших в 2018 году, в связи с выполнением работ, оказанием услуг на территории Санкт-Петербурга по созданию кинофильмов.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, помимо прочих условием предоставления субсидий является выполнение работ, оказание услуг по созданию на территории Санкт-Петербурга кинофильмов в соответствии с требованиями, утверждаемыми Комитетом.
Показателем результативности предоставления субсидий, характеризующим качество создаваемого кинофильма, в соответствии с абзацем первым пункта 14 Порядка является участие кинофильма в период 2018-2019 годов в одном из российских или международных кинофестивалей и (или) показ кинофильма в период 2018-2019 годов на одном из общероссийских обязательных общедоступных телеканалов или телеканалов, транслируемых на территории Санкт-Петербурга.
Оценка достижения показателя результативности предоставления субсидий осуществляется в порядке, установленном Комитетом. В случае недостижения показателя результативности предоставления субсидий получатель субсидий осуществляет возврат субсидий в порядке и в сроки, определенные Комитетом.
Порядок, сроки и форма представления отчетности об использовании субсидий, в том числе порядок, сроки и форма представления отчетности о достижении показателя результативности предоставления субсидий, утверждаются Комитетом.
Распоряжением Комитета от 25.05.2018 N 253 "О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 08.05.2018 N 352" (далее - распоряжение N 253) утверждены Порядок, сроки и формы представления отчетности об использовании субсидий на финансовое обеспечение затрат социально ориентированным некоммерческим организациям на развитие кинематографии (далее - Порядок представления отчетности).
Согласно пункту 2 Порядка представления отчетности победитель конкурсного отбора на предоставление в 2018 году субсидий (далее - получатель субсидий) в течение четырнадцати календарных дней после окончания создания кинофильма представляет в организационный отдел Комитета следующие документы:
творческий отчет о создании кинофильма, содержащий сведения о местах проведения съемок кинофильма, участниках создания кинофильма, продолжительности кинофильма с приложением записи кинофильма на электронном носителе, по форме согласно приложению N 1 к Порядку представления отчетности (далее - творческий отчет);
финансовый отчет об исполнении сметы затрат на создание кинофильма, являющейся приложением к договору о предоставлении субсидий (далее - договор), содержащий полную информацию о расходовании средств субсидий, с приложением копий всех первичных учетных документов, подтверждающих наличие затрат по направлениям затрат, утвержденных постановлением, по форме согласно приложению N 2 к Порядку представления отчетности (далее - финансовый отчет).
Аналогичные нормы установлены в пунктах 6.1, 6.2 Договора и Дополнительного соглашения.
Согласно пункту 7.7 Договора в редакции дополнительного соглашения получатель субсидии не позднее 25.12.2019 представляет Комитету отчет о достижении показателя результативности предоставления субсидий по форме в соответствии с приложением к приложению 6 к распоряжению N 253 согласно приложению N 3 к Договору.
Пунктом 16 Порядка Комитет установлено, что в срок, установленный Комитетом, осуществляет проверку, по результатам которой составляется акт проведения проверки.
Согласно пункту 6.3 Договора в редакции дополнительного соглашения в период создания кинофильма и до 01.12.2019 Комитет осуществляет проверку соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидий, определенных Порядком, в том числе проверку соблюдения получателем субсидий календарного плана, параметров создания фильма, предусмотренного заявкой на предоставление субсидии, сметы затрат на создание кинофильма, являющейся приложением N 2 к договору, и оценку достижения получателем субсидии показателя результативности предоставления субсидий (в случае предоставления получателем субсидии отчетности о достижении показателя результативности предоставления субсидии до 01.12.2019), по результатам которой составляет акт проверки и акт оценки.
Комитетом в установленные сроки проведена проверка соблюдения Организацией целей, условий, и порядка предоставления субсидии.
В соответствии с актом проверки соблюдения получателем субсидий целей, условий, и порядка предоставления субсидий, достижения показателей результативности предоставления субсидий от 29.11.2019 в ходе проверки выявлено несоблюдение Организацией одного из условий предоставления субсидий, установленных в пункте 4.7 Порядка, а именно непредставление отчетности об использовании субсидии на создание кинофильма "Запах фиалки" и отчетности о достижении показателей результативности предоставления субсидий.
Согласно пункту 17 Порядка, а также 6.4 Договора в редакции дополнительного соглашения, в случае выявления при проведении проверок нарушений получателями субсидий условий предоставления субсидий Комитет одновременно с подписанием акта проверки направляет получателям субсидий уведомление о нарушениях условий предоставления субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателями субсидий.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто подателем жалобы, Организация не переставила запрошенные Комитетом документы, подтверждающие выполнение Организацией условий предоставления субсидий, а именно творческий отчет о создании кинофильма, финансовый отчет об исполнении сметы затрат на создание кинофильма и отчет о достижении показателей результативности предоставления субсидий
В силу требований пункта 18 Порядка в случае неустранения нарушений в установленные в уведомлении сроки Комитет в течение трех рабочих дней со дня истечения указанных в уведомлении сроков принимает решение в форме распоряжения о возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий, полученных получателями субсидий, и направляет копию указанного распоряжения получателям субсидий и в Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга вместе с требованием, в котором предусматриваются: подлежащая возврату сумма денежных средств и сроки ее возврата; код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат субсидий.
Получатели субсидий обязаны осуществить возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пункте 18 Порядка (пункт 19 Порядка).
Как установили суды, в связи с непредставлением Организацией документов, подтверждающих выполнение ею условий предоставления субсидий, Комитет издал распоряжение о возврате 22 000 000 руб. субсидии обеспечивающих финансирование кинофильма, а также направил соответствующее требование от 07.02.2020 N 01-24-8803/19-0-2 возврате субсидии в бюджет Санкт-Петербурга.
Согласно платежному поручению от 27.12.2019 N 35 субсидия в бюджет Санкт-Петербурга возвращена Организацией частично, в сумме 15 000 000 руб.
Между тем, как верно отметили суды, частичный возврат в бюджет Санкт-Петербурга предоставленной субсидии в случае неустранения нарушений, выявленных при проведении Комитетом обязательных проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, Порядком не предусмотрен. Указанные положения также соответствуют Договору.
Порядок возврата средств субсидии в случае выявления несоблюдения получателем субсидий условий ее предоставления установлен пунктами 17, 18 Порядка, а также в разделах 6, 7 Договора.
В данном случае Организация в нарушение требований Договора и Порядка не представила в установленный срок Комитету отчетность об использовании субсидии на создание кинофильма и достижении показателей результативности предоставления субсидий, что установлено актом проверки от 29.11.2019.
Доказательства, опровергающие указанные в акте от 29.11.2019 сведения, суду не представлены.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили требования Комитета о взыскании 7 000 000 руб. субсидии, отказав в удовлетворении встречного иска Организации.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по делу N А56-25156/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Центр кинематографии" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2021 г. N Ф07-8565/21 по делу N А56-25156/2020
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8565/2021
19.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37822/20
17.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-25156/20
02.10.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21872/20