15 июля 2021 г. |
Дело N А56-93148/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 13.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 по делу N А56-93148/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "РуссИнвест", адрес: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, Ярославская ул., д. 23, кв. 96, ОГРН 1123525018517, ИНН 3525290320 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление) от 19.08.2020 N 078/04/15.37-312/2020 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда от 11.12.2020 постановление Управления в части административного наказания изменено, штраф снижен до 150 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 05.03.2021 решение суда и постановление Управления изменены - административный штраф заменен предупреждением; Обществу из федерального бюджета российской Федерации возвращено 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы с учетом объекта посягательства замена административного наказания на предупреждение невозможна.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить в силе постановление апелляционного суда. Общество ссылается на разовый характер сделки.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 12.09.2019 между Обществом и ОАО "Волгоградский завод радиотехнического оборудования" заключен договор поставки подшипников N ОС-ПК-19-442.
В соответствии с п. 1.3 Договора он заключен в рамках выполнения государственного оборонного заказа по Государственному контракту N 1819187123082442208021892 от 14.11.2018 ИГК 1819187123082442208021892.
Согласно универсальному передаточному документу (счет - фактура от 18.09.2019 N 1031) указанный договор поставки исполнен в полном объеме 18.09.2019.
Таким образом, Общество являлось исполнителем государственного оборонного заказа.
Прокуратурой г. Вологды проведена проверка соблюдения Обществом требований Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
По результатам указанной проверки в действиях Общества выявлены нарушения Закона N 275-ФЗ в части несоблюдения обязанности ведения раздельного учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемого при исполнении государственного оборонного заказа (далее - раздельный учет).
Прокурором 19.03.2020 в отношении Общества вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.37 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 19.08.2020 N 078/04/15.37-312/2020 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.37 КоАП РФ с назначением наказания в размере 300 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции установил посчитал доказанным в отношении Общества состав административного правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем изменил постановление в части назначения наказания, и снизил штраф до 150 000 руб.
Апелляционный суд изменил решение суда и постановление Управления в связи с наличием оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Изучив доводы кассационной жалобы и возражения в отношении нее, проверив законность постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 15.37 КоАП РФ неисполнение головным исполнителем, исполнителем по государственному оборонному заказу требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Закон N 275-ФЗ устанавливает правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу (статья 1).
Пунктом 4 статьи 3 Закона N 275-ФЗ предусмотрено, что исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона N 275-ФЗ контракт - договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа, и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
В силу пункта 16 части 2 статьи 8 названного закона исполнитель ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту.
Пунктом 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 "О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности" (далее - Правила N 47), организация, выполняющая государственный заказ за счет средств федерального бюджета (за исключением организаций, выполняющих государственный оборонный заказ), осуществляет учет затрат, связанных с его выполнением, отдельно по каждому государственному заказу.
Судами установлено, что Общество, как лицо, являющееся исполнителем по государственному контракту, заключенному в сфере государственного оборонного заказа, в нарушение требований пункта 16 части 2 статьи 8 Федерального закона N 275-ФЗ и пунктов 3, 4 Правил N 47 Общество не осуществляло ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по установленной форме с первой хозяйственной операции, в связи с чем признали факт вмененного правонарушения доказанным.
В отсутствие доказательств принятия Обществом всех возможных и необходимых мер в целях недопущения правонарушения, судами на основании части 2 статьи 2.1 КоАП установлено наличие в его действиях также и субъективной стороны вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
При определении размера наказания суд первой инстанции применил положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, счел возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела санкции и назначил административное наказание в размере 150 000 рублей.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Апелляционный суд установил, что согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Общество является субъектом малого предпринимательства - малым предприятием; Общество впервые совершило правонарушение, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно, причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
С учетом данных обстоятельств апелляционная коллегия сочла необходимым применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.
Учитывая изложенное, апелляционный суд мотивировано с соблюдением приведенных положений КоАП РФ изменил решение суда в части назначения наказания. Поскольку часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ не содержит статьи 15.37 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела у апелляционного суда не имелось препятствий для замены административного штрафа на предупреждение.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Довод подателя кассационной жалобы о невозможности изменения наказания на предупреждение направлен по своей сути на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судом апелляционной инстанции, в связи с чем подлежит отклонению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 по делу N А56-93148/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.