15 июля 2021 г. |
Дело N А42-3769/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Боголюбовой Е.В., Елагиной О.К.,
рассмотрев 15.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2021 по делу N А42-3769/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Электротранспорт города Мурманска", адрес: 183038, Мурманская область, г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 49, ОГРН 1085190015514, ИНН 5190193597 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к публично-правовому образованию Мурманская область в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, адрес: 183032, Мурманская область, город Мурманск, Гвардейская улица, 21, ОГРН 1065190060650, ИНН 5190148202 (далее - Министерство транспорта), о взыскании 6 099 952 руб. 36 коп. в возмещение убытков в виде недополученных доходов в связи с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемому тарифу городским пассажирским транспортом по муниципальным маршрутам в январе 2020 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Мурманской области, адрес: 183032, Мурманская область, город Мурманск, Кольский проспект, 1, ОГРН 1025100863160, ИНН 5191501950 (далее - Министерство финансов), Администрация города Мурманска, адрес: 183006, Мурманская область, город Мурманск, проспект Ленина, 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Администрация), Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, адрес: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Профсоюзов, 20, ОГРН 1055100224519, ИНН 5190137761, Комитет по тарифному регулированию Мурманской области, адрес: 183006, Мурманская область, г. Мурманск, пр-кт Ленина, д. 75, ОГРН 1045100171511, ИНН 5190127403.
Решением суда первой инстанции от 01.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.04.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство транспорта, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, суды неправомерно удовлетворили иск, поскольку межтарифная разница должна возмещаться за счет средств бюджета г. Мурманска; Министерство транспорта является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Министерство финансов в отзыве на кассационную жалобу поддержало доводы Министерства транспорта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор от 01.01.2009 N 01/09 на перевозку пассажиров транспортом общего пользования (троллейбус) на городских регулярных маршрутах N 2, 3, 4, 6, 10 (приложение N 1 к договору) по установленным правительством Мурманской области тарифам на перевозку пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом общего пользования, с предоставлением права льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством.
Администрация (организатор перевозок) и Общество (перевозчик) заключили договоры от 31.08.2015 N 01-2015 и от 08.01.2016 N 01-2016 о транспортном обслуживании населения на маршрутах регулярных перевозок.
Общество на основании указанных договоров в январе 2020 года осуществило перевозку пассажиров и багажа по троллейбусным и автобусным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Администрация постановлением от 29.10.2019 N 3575, на основании приказа Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 17.10.2019 N 99 "Об утверждении порядка определения тарифа на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам" (далее - Порядок), установила для Общества на 2020 год регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск в размере 37 руб. 49 коп.
Администрация постановлением от 19.11.2019 N 3860, в соответствии с вышеуказанным Порядком, установила тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. (за проезд одного пассажира, провоз одного места багажа).
Общество, ссылаясь на возникновение у него убытков (недополученного дохода) в размере 6 099 952 руб. 36 коп., возникших в связи с наличием межтарифной разницы (разницы между установленным регулируемым тарифом на перевозки пассажиров и багажа 37 руб. 49 коп., отражающим себестоимость одной перевозки пассажира и багажа для Общества, и определенным тарифом на перевозки для пассажиров 33 руб.), в целях их возмещения направило в адрес Министерства транспорта претензию от 13.03.2020 N 582/12.
Поскольку данная претензия Министерством транспорта не удовлетворена, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и размеру.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
На основании пункта 2 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
На территории Мурманской области отношения в указанной сфере, а также регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа в целях создания условий по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа регламентированы Законом Мурманской области от 13.07.2009 N 1133-01-ЗМО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области" (далее - Закон N 1133-01-ЗМО).
Согласно пунктам 17 и 18 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона N 220-ФЗ).
Согласно статье 6.2 Закона N 1133-01-ЗМО органы местного самоуправления муниципального образования город Мурманск наделены отдельными государственными полномочиями Мурманской области по установлению регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования.
Постановлением администрации города Мурманска от 29.10.2019 N 3757 установлен регулируемый тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах муниципального образования город Мурманск для Общества на 2020 год в размере 37 руб. 49 коп.
Также постановлением администрации города Мурманска от 19.11.2019 N 3860 определен тариф на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам в размере 33 руб. за одну перевозку пассажира, провоз одного места багажа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса, предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Данный подход применим и к правоотношениям, возникающим в сфере перевозок общественным транспортом, поскольку данный вид деятельности связан с государственным регулированием тарифов.
В рассматриваемом случае исковые требования Общества обоснованы разницей между экономически обоснованным тарифом для Общества и тарифом для населения и отсутствием компенсации разницы в тарифах со стороны субъекта Российской Федерации при том, что данные выпадающие доходы (убытки) являются следствием реализации полномочий по регулированию тарифов на перевозку и установлении для населения тарифа ниже экономически обоснованного.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг по перевозке граждан, а также объем оказанных услуг подтверждается материалами дела, установив, что ответчик не представил доказательств возмещения в полном объеме потерь, вызванных межтарифной разницей, образовавшейся в спорном периоде, руководствуясь названными нормами материального права, учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, суды обоснованно удовлетворили иск.
Доводы жалобы о том, что Министерство транспорта является ненадлежащим ответчиком по делу, были рассмотрены апелляционным судом и им дана надлежащая правовая оценка.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2021 по делу N А42-3769/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.