15 июля 2021 г. |
Дело N А56-50557/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Боголюбовой Е.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента" Серовой А.В. (доверенность от 09.07.2020),
рассмотрев 15.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 по делу N А56-50557/2020,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональное агентство системного и экологического менеджмента", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Комсомольская ул., д. 13, ОГРН 1034700894898, ИНН 4704054105 (далее - Общество), о прекращении хозяйственной деятельности Общества по эксплуатации объекта размещения отходов III - IV классов опасности с кадастровым N 47:01:000000:48249, расположенного по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, шоссе Скандинавия, уч. 9; обязании Общество провести рекультивацию земельного участка с кадастровым N 47:01:0115002:16, расположенного по указанному адресу в установленном законом порядке.
Решением суда первой инстанции от 03.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Управление (правопредшественник Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на основании Положения, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 N 486, функции по контролю и надзору в сфере природопользования, в том числе - на территории Ленинградской области.
Обращаясь с иском, Управление указало, что на основании договора от 01.03.2004 N 3003 на сдачу в аренду имущественного комплекса, являющегося муниципальной собственностью, заключенного между Муниципальным образованием "Выборгский район Ленинградской области" и Обществом, последнему была передана в аренду на срок до 01.02.2005 санкционированная свалка площадью 57 000 кв. м, расположенная по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, п. Таммисуо, для использования под городскую свалку (полигон бытовых отходов).
В последствие срок действия указанного договора продлен на неопределенный срок.
Объекту недвижимости - сооружению производственного назначения свалке санкционированной (инв. N 8965) - присвоен кадастровый номер 47:01:000000:48249 и новый адрес: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный район, г. Выборг, шоссе Скандинавия, уч. 9.
Обществу 17.09.2014 была предоставлена бессрочная лицензия 78N 00098 на осуществление деятельности по размещению отходов III-IV классов опасности по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный район, г. Выборг, шоссе Скандинавия, уч. 9.
Впоследствии 11.12.2015 указанная лицензия была переоформлена в связи с намерением лицензиата дополнительно осуществлять иные виды работ (сбор отходов I - IV классов опасности, транспортирование отходов IV класса опасности).
Объект размещения отходов с кадастровым номером 47:01:000000:48249, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский муниципальный район, г. Выборг, шоссе Скандинавия, уч. 9, и находящейся в аренде у Общества, включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду как объект II категории негативного воздействия (Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029; код объекта 41-0178-001127-П).
Указанный объект размещения отходов (ОРО) расположен на земельном участке площадью 155 000 кв. м, находящемся в собственности муниципального образования "Город Выборг" Ленинградской обл. и переданном Обществу в аренду на срок 49 лет по договору аренды земельного участка от 26.03.2018 N 08-2018 под размещение полигона отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов, промышленных и строительных отходов); категория земель: земли населенных пунктов.
Отнесение данного земельного участка к указанной категории земель подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Росреестра.
Согласно Положению о территориальном планировании (приложение 1 к решению совета депутатов муниципального образования "Выборгское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области от 25.11.2009 N 17) граница населенного пункта г. Выборг установлена по границе муниципального образования "Выборгское городское поселение", определенной в соответствии с областным законом "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципальных образований Всеволожский район и Выборгский район и муниципальных образований в их составе" от 10.03.2004 N 17-03 и включает в себя территорию городской свалки.
Таким образом, вышеназванный ОРО находится в границах населенного пункта г. Выборг.
На основании приказа Росприроднадзора от 18.02.2015 N 133 объект размещения отходов, эксплуатируемый Обществом, включен в Государственный реестр объектов размещения отходов под N 47-00032-Х-00133-18022015 (наименование ОРО - другой специально оборудованный объект хранения отходов; назначение ОРО - хранение отходов).
Как следует из представленной Обществом в Управление характеристики объекта размещения отходов по результатам инвентаризации, проведенной в 2019 году:
-проектная документация на строительство ОРО разработана 12.01.1999 ОПКТБ "ЭКОИНЖ", ЗАО "ЭКОЛОГ;
-полигон введен в эксплуатацию 24.12.1999;
-общая вместимость ОРО составляет 10 000 000 куб. м (3 750 000 т);
-в настоящее время на объекте размещено 7 173 323 куб. м (2 224 754,57 т) отходов III - IV классов опасности, в том числе - отдельные виды твердых коммунальных отходов (разделы 9 - 11).
Как следует из представленной Обществом статистической отчетности по форме 2ТП-отходы за 2019 год и за более ранние периоды, передача ранее принятых на полигон отходов другим хозяйствующим субъектам в целях их утилизации, обезвреживания, захоронения Обществом не осуществлялась, т. е. деятельность именно по хранению отходов ответчиком не ведется.
По мнению Управления, факт осуществления Обществом работ именно по захоронению отходов III - IV классов опасности также подтвержден санитарно-эпидемиологическим заключением от 01.07.2015 N 47.05.02.000.М.000051.07.15, из которого следует, что на ОРО наряду с приемом отходов, разгрузкой и складированием отходов, проводятся работы по их уплотнению и изоляции.
Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 22.07.2019 N 5, в целях организации и осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Ленинградской области, утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Эксплуатируемый Обществом ОРО включен в указанную Территориальную схему в качестве объекта по захоронению отходов (Приложение 12 "Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов").
По мнению Управления, в нарушение требований законодательства об отходах производства и потребления, Обществом осуществляется деятельность по захоронению отходов III - IV классов опасности с использованием объекта размещения (хранения) отходов, находящегося в границах населенного пункта.
Обратившись с настоящим иском в суд, Управление просило прекратить хозяйственную деятельность Общества по эксплуатации объекта размещения отходов III - IV классов опасности, а также обязать ответчика провести рекультивацию земельного участка, в установленном законом порядке.
Суды не нашли правовых оснований для удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 80 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
Кроме того, статьей 34 Закона N 7-ФЗ установлено, в частности, что эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации указанных объектов. Прекращение в полном объеме эксплуатации этих объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и (или) арбитражного суда.
В соответствии со статьей 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ установлен запрет на размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) также установлен запрет на захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как определено в статье 1 Закона N 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Исследовав и оценив доводы сторон и собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды установили, что деятельность, осуществляемая Обществом на спорном объекте размещения отходов, является деятельностью по размещению отходов в части хранения.
Управлением не представлены надлежащие доказательства того, что Общество осуществляет на объекте размещения (хранения) отходов, деятельность по захоронению отходов.
Несогласие Управления с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2021 по делу N А56-50557/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.