21 июля 2021 г. |
Дело N А26-1330/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,
при участии от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Грущаковой Г.А. (доверенность от 11.01.2021 N 01), от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (доверенность от 21.12.2020 N13-21),
рассмотрев 20.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А26-1330/2020
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1А, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - Управление), от 23.01.2020 N 010/04/9.21-499/2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также представления от 23.01.2020 N 010/04/9.21-499/2019/210 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Определением суда первой инстанции от 19.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены кооперативы гаражно-строительные "Березка-11", адрес: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Интернационалистов, д. 6, корп. 2, кв. 135, ОГРН 1021000533135, ИНН 1001116419, "Березка-2", адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 9, кв. 64, ОГРН 1031000012163, ИНН 1001116320, по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для автомототранспорта индивидуальных владельцев "Березка-4", адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, д. 24, корп. 1, кв. 37, ОГРН 1031000010106, ИНН 1001116345, индивидуальных владельцев автомобильного транспорта "Березка", адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, д. 22, корп. 2, кв. 108, ОГРН 1031000011745, ИНН 1001031067.
Решением от 12.08.2020 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, однако снизил административный штраф до 350 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.02.2021 решение от 12.08.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 12.08.2020 и постановление от 19.02.2021, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, представленных в материалы дела доказательств достаточно для признания факта надлежащего технологического присоединения кооператива "Березка-11" опосредованно через электрическую сеть кооператива "Березка-4" к сетям кооператива "Березка-2", а последнего - к сетям Общества; поскольку кооператив "Березка-11" обратился в Общество с заявкой по причине прекращения энергоснабжения в 2018 году от сетей кооператива "Березка-4", оснований для нового технологического присоединения нет, в данной ситуации кооперативу "Березка-11" следует восстанавливать прежнее энергоснабжение; вывод судов о допустимости одновременного увеличения мощности и изменения точки присоединения противоречит Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В отзыве на кассационную жалобу Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Кооперативы "Березка", "Березка 11", "Березка 4", "Березка 2", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, кооператив "Березка-11" 28.06.2019 обратился в Общество с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), по второй и третьей категории надежности энергопринимающих устройств с целью увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств и изменения точки присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Суммарная максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств составляет 15 кВт (10 кВт - запрашиваемая максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств; 5 кВт - максимальная мощность ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) при напряжении 0,4 кВ, заявляемая категория энергопринимающего устройства по надежности электроснабжения - третья.
К заявке приложены технические условия от декабря 1990 года N 320-Н на присоединение к городским электросетям кирпичных кооперативных гаражей в районе подстанции N 2 между кооперативами "Березка-4" и "Березка-8", в которых указано на необходимость электроснабжения объекта от гаражей кооператива "Березка-4" кабельной линией расчетного сечения, согласования с владельцем условий, точки подключения.
В приложенном к заявке письме от 12.11.1990 N 297-2343, адресованном Управлению архитектуры и градостроительства Петрозаводского горсовета и Петрозаводской горсети, согласован отпуск 5 кВт мощности.
Письмом от 04.07.2019 N МР2/3-52/135/3281 Общество отказало в удовлетворении заявки, поскольку указанный в заявке объект ранее был технологически присоединен к объектам электросетевого хозяйства, не принадлежащим производственному отделению "Южно-Карельские электрические сети" (далее - ПО "ЮКЭС"); отметило, что в соответствии с пунктом статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение является однократным, поэтому для решения вопроса об увеличении мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств необходимо обратиться к собственнику объектов электросетевого хозяйства, от которых осуществлено первоначальное присоединение.
Усмотрев при данных обстоятельствах состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, Управление возбудило в отношении Общества дело об административном правонарушении N 010/04/9/21-499/2019 и 24.07.2019 вынесло определение о проведении административного расследования, по результатам которого составило 23.08.2019 в отношении Общества протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 23.01.2020 N 010/04/9.21-499/2019 об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде 700 000 руб. штрафа.
Представлением от 23.01.2020 N 010/04/9.21-499/2019/210 Управление обязало Общество устранить причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Общество, посчитав указанные постановление и представление незаконными, оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Общества, однако посчитали штраф в размере 700 000 руб. чрезмерным наказанием и снизили его до 350 000 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии с пунктом 3 которых сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 2 Правил N 861 их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств, увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил N 861).
Судами установлено, что Кооператив "Березка-11" относится к категории потребителей, указанных в пункте 12 (1) Правил N 861.
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные этими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В силу пункта 7 Правил N 861 процедура технологического присоединения включает, в том числе подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 этих Правил, и непосредственно заключение договора.
Суды установили, что объекты электросетевого хозяйства, эксплуатируемые Обществом, находятся в 283 метрах от объекта заявителя, что дает ему с учетом положений пунктов 8 и 8 (1) Правил N 861 право направить Обществу заявку, кооператив "Березка-11" 28.06.2019 обратился к Обществу с заявкой на присоединение ЭПУ максимальной мощностью 10 кВт, приложил к заявке документы, перечисленные в пункте 10 Правил N 861.
Общество отказало в удовлетворении заявки со ссылкой на повторность присоединения ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства, не принадлежащим ПО "ЮКЭС" энергопринимающих устройств.
Вместе с тем суды не установили наличия надлежащим образом оформленного технологического присоединения кооператива "Березка-11" к сетям Общества и выделенной точки подключения кооператива "Березка-11", данное обстоятельство подтверждено договором энергоснабжения от 01.01.2007 N 0793, заключенным кооперативом "Березка-2" и открытым акционерным обществом "Карельская энергосбытовая компания", в котором нет указания на субабонентов. При этом акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 15.01.2012 N 5420П/11-12, подписанный кооперативами "Березка" и "Березка-11", суды не приняли в качестве надлежащего доказательства ввиду отсутствия подписи законного представителя и печати кооператива "Березка-11", доказательства же выполнения кооперативом "Березка-11" технических условий от декабря 1990 года N 320-Н на присоединение к городским электросетям кирпичных кооперативных гаражей в районе подстанции N 2 между кооперативами "Березка-4" и "Березка-8",в том числе опосредованно через кооператив "Березка-2" или кооператив "Березка-4", Общество не представило.
Указанное обстоятельство привело суды к обоснованному выводу: поскольку повторность присоединения Обществом не доказана, отказ от 04.07.2019 незаконен. Ссылка на непринадлежность объектов электросетевого хозяйства ПО "ЮКЭС" также обоснованно отклонена как противоречащая пункту 5 Правил N 861, в силу которого кооператив "Березка-11" имел право во всяком случае обратиться к Обществу с соответствующей заявкой.
Кроме увеличения максимальной мощности кооператив "Березка-11" в заявке просил изменить точку присоединения. В жалобе Общество утверждает, что отказ в удовлетворении заявки вызван установленным пунктом 2 Правил N 861 запретом на изменение точки присоединения, приводящее к пересмотру величины мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств. Вместе с тем, как установили суды, в отказе от 04.07.2019 Общество не указало заявителю на невозможность изменения точки присоединения с одновременным увеличением максимальной мощности, что свидетельствует о неполном рассмотрении заявки и о том, что Общество не воспользовалось предусмотренным абзацем 13 пункта 15 Правил N 861 правом - не запросило сведения с целью уточнения заявки кооператива "Березка-11", не указало заявителю на невозможность изменения точки присоединения с одновременным увеличением максимальной мощности.
Таким образом, вывод о наличии нарушений пунктов 6 и 15 Правил N 861 суд кассационной инстанции признает верным и основанным на правильном толковании норм Правил N 861, Закона N 35-ФЗ.
С учетом повторности вмененного Обществу нарушения его действия правомерно квалифицированны по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос наличия вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Как установили суды, доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным либо заменить назначенный ему штраф на предупреждение, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Представление от 23.01.2020 N 010/04/9.21-499/2019/210 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено с соблюдением норм статьи 29.13 КоАП, основания для признания его незаконным также отсутствуют.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по делу N А26-1330/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установили суды, доказательств невозможности соблюдения Обществом Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности Управление не допустило. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным либо заменить назначенный ему штраф на предупреждение, не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Представление от 23.01.2020 N 010/04/9.21-499/2019/210 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесено с соблюдением норм статьи 29.13 КоАП, основания для признания его незаконным также отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 июля 2021 г. N Ф07-6449/21 по делу N А26-1330/2020