21 июля 2021 г. |
Дело N А56-64603/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
при участии от Комитета по градостроительству и архитектуре Тхоривского В.В. (доверенность от 11.01.2021 N 01-41-11-8/21), от общества с ограниченной ответственностью "Верона Менеджмент" Якубович О.С. (доверенность от 21.12.2020),
рассмотрев 14.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу N А56-64603/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Верона Менеджмент", адрес: 196233, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 52, лит. А, пом. 92-Н, оф. 2, ОГРН 1057813000630, ИНН 7802339288, обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения (действия) Комитета по градостроительству и архитектуре, адрес: 191023, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994, оформленного в форме распоряжения от 28.07.2020 N 1-11-270 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 08.06.2020 N 1-11-204 "О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевский пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.202011 N 1267".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.10.2020 заявление удовлетворено.
Апелляционный суд, установив наличие предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) безусловных оснований для отмены решения от 16.10.2020, в соответствии с частью 6.1 статьи 268 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "КВС-Кондратьевский", адрес: 194100, Санкт-Петербург, ул. Грибалевой, д. 9, корп. 1, стр. 1, пом. 31-Н, ч.п. 2, ОГРН 1187847388387, ИНН 7802683121.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое решение Комитета признано незаконным.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение им обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 29.03.2021. Податель жалобы настаивает на том, что в порядке самоконтроля Комитет был вправе отменить ранее принятое им распоряжение от 08.06.2020 N 1-11-204, так как указанный ненормативный акт ограничивал субъективные права ООО "КВС-Кондратьевский" на принятие в отношении него решения о подготовке изменений в документацию по планировке территории в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.01.2015 N 4-5 "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга" (далее - Закон СПб N 4-5) и Положением о порядке взаимодействий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке документации по планировке территории, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.05.2015 N 438. Комитет отмечает, что поданное ООО "КВС-Кондратьевский" 31.03.2020 предложение о подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевский пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.202011 N 1267, не было рассмотрено Комитетом в установленном порядке по причине технического сбоя электронного сервиса Единая система электронного делопроизводства и документооборота Комитета.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Верона Менеджмент" возражал против удовлетворения жалобы.
ООО "КВС-Кондратьевский" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" на основании обращения ООО "Верона Менеджмент" о подготовке документации по планировке территории вынесено распоряжение от 08.06.2020 N 1-11-204 "О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2011 N 1267" (далее - Распоряжение от 08.06.2020) об осуществлении в срок до 10.06.2021 подготовки проекта планировки и проекта межевания территории ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, в соответствии со схемой границ согласно приложению 1 к названному распоряжению.
Распоряжением от 08.06.2020 утверждено задание на подготовку проекта планировки и проекта межевания территории согласно приложению N 2 к названному распоряжению (далее - Задание).
Согласно пункту 3 Распоряжения от 08.06.2020 со дня его официального опубликования юридические и физические лица вправе представить в Комитет в срок до 10.09.2020 предложения о порядке, сроках подготовки и содержании проекта планировки и проекта межевания территории.
В соответствии с пунктом 4 Распоряжения от 08.06.2020 при подготовке проекта планировки и проекта межевания территории могут быть использованы материалы, указанные в пункте 3 названного распоряжения, при условии их соответствия Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", положениям части 10 статьи 45 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также Заданию.
Комитетом 28.07.2020 принято распоряжение N 1-11-270 "Об отмене Распоряжения от 08.06.2020" (далее - Распоряжение от 28.07.2020) в связи с технической ошибкой и 31.08.2020 издано распоряжение N 1-11-316 "О подготовке изменений в проект планировки с проектом межевания территории, ограниченной Лабораторной ул., пр. Маршала Блюхера, Кондратьевским пр., пр. Металлистов, в Калининском районе, утвержденным постановлением Санкт-Петербурга от 17.08.2011 N 1267" в отношении ООО "КВС-Кондратьевский".
Не согласившись с законностью Распоряжения Комитета от 28.07.2020, ООО "Верона Менеджмент" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суд первой инстанции признал требования ООО "Верона Менеджмент" обоснованными, в связи с чем удовлетворил их.
Апелляционная инстанция, отменив решение суда первой инстанции по безусловным основаниям и повторно рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, удовлетворила заявление ООО "Верона Менеджмент", констатировав несоответствие оспариваемого решения (действия) Комитета нормам действующего градостроительного законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Частью 6 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
В соответствии с пунктом 4 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории и проект межевания территории являются видами документации по планировке территории.
Согласно пункту 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 названной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Пунктом 19 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 3 и 3.1 названной статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 названной статьи, порядок внесения изменений в такую документацию, порядок отмены такой документации или ее отдельных частей, порядок признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению устанавливаются данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Законом СПб N 4-5 установлен порядок подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, разрабатываемой на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, в случаях, определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Уполномоченный орган принимает решение о подготовке документации по планировке территории среди прочего на основании предложений о подготовке документации по планировке территории от физических или юридических лиц, за исключением заинтересованных лиц (пункт 2 статьи 2 Закона СПб N 4-5).
Внесение изменений в решение о подготовке документации по планировке территории, принятое уполномоченным органом, осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом СПб N 4-5 для принятия указанного решения (пункт 11 статьи 2 названного Закона).
Согласно пункту 12 статьи 2 Закона СПб N 4-5 (здесь и далее в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) решение о подготовке документации по планировке территории, принятое уполномоченным органом, подлежит отмене:
- по инициативе уполномоченного органа в случае истечения срока подготовки документации по планировке территории, содержащегося в решении о подготовке документации по планировке территории;
- по инициативе исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на обеспечение подготовки документации по планировке территории, физического или юридического лица, на основании обращения (предложения) которых было принято решение о подготовке документации по планировке территории.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, а также установив, что установленный Распоряжением от 08.06.2020 срок подготовки документации по планировке территории на момент вынесения Распоряжения от 28.07.2020 не истек и ООО "Верона Менеджмент" (на основании обращения которого было принято Распоряжение от 08.06.2020) не инициировало его отмену, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Комитета предусмотренных пунктом 12 статьи 2 Закона СПб N 4-5 основания для отмены Распоряжения от 08.06.2020.
В пункте 7 статьи 2 Закона СПб N 4-5 приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии уполномоченным органом решения о подготовке документации по планировке территории, а именно:
- несоответствие предложений о планировке территории, указанных в пункте 3 названной статьи, абзацам первому и второму пункта 4 настоящей статьи;
- наличие ранее принятых в установленном порядке решений о подготовке документации по планировке территории в отношении территории, указанной в обращении (предложении), указанном в пункте 2 названной статьи, части указанной территории, за исключением ранее принятого решения о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов;
- наличие у лица, направившего в уполномоченный орган предложение о подготовке документации по планировке территории, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации права самостоятельно принимать решение о подготовке документации по планировке территории.
В данном случае, апелляционным судом не установлено оснований, перечисленных в пункте 7 статьи 2 Закона СПб N 4-5, для отказа в принятии решения о подготовке документации на основании обращения ООО "Верона Менеджмент" и на наличие таковых Комитет не ссылался.
Установленный ранее принятым распоряжением Комитета от 10.06.2019 N 1-11-192 срок подготовки ООО "КВС-Кондратьевский" проекта планировки и проекта межевания той же территории (до 05.05.2020) на момент принятия Распоряжения от 08.06.2020 истек.
Довод Комитета о поданном 31.03.2020, но своевременно не рассмотренном вследствие технического сбоя в Единой системе электронного делопроизводства и документооборота Комитета, обращении ООО "КВС-Кондратьевский" о подготовке документации о планировке той же территории, был оценен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен со ссылкой на положения пункта 7 статьи 2 Закона СПб N 4-5, в редакции действовавшей на дату принятия оспариваемого решения.
Как справедливо отмечено апелляционной инстанцией, абзац 2 пункта 7 статьи 2 Закона N 4-5, предусматривающий такое основание для отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории как наличие ранее поступившего обращения (предложения), введен в действие Законом Санкт-Петербурга от 22.10.2020 N 455-102 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или ее отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга" и вступил в действие 02.11.2020, то есть после принятия оспариваемого распоряжения (от 28.07.2020).
Кроме того, апелляционный суд указал на отсутствие доказательств соответствия обращения ООО "КВС-Кондратьевский" пункту 4 статьи 2 Закона СПб N 4-5.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения (действия) Комитета требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по делу N А56-64603/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.