20 июля 2021 г. |
Дело N А56-118642/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Елагиной О.К. и Константинова П.Ю.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" Павловой О.Н. (доверенность от 14.01.2021), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Гольневой Е.В. (доверенность от 11.01.2021), от Министерства обороны Российской Федерации Гольневой Е.В. (доверенность от 12.11.2020),
рассмотрев 20.07.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А56-118642/2019,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", адрес: 183031, город Мурманск, улица Подстаницкого, дом 1, ОГРН 1135100000606, ИНН 5190996259 (далее - Фонд), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), и Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, улица Знаменка, дом 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании 2 759 847 руб. 51 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018 с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Министерства в порядке субсидиарной ответственности, а также о взыскании 9 897 864 руб. 52 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018 с Министерства.
Решением суда от 17.11.2020 иск удовлетворен частично; с Учреждения, а при недостаточности средств с Министерства в пользу Фонда взыскано 2 759 847 руб. 51 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018, а также 18 814 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; в остальной части иска отказано. Фонду из федерального бюджета возвращено 12 046 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 решение от 17.11.2020 оставлено без изменения.
Ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, Фонд просит обжалуемые судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении иска, принять новый - об удовлетворении иска в полном объеме; Учреждение просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый - об отказе в иске.
По мнению Фонда, суды сделали необоснованный вывод о том, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по требованию о взыскании 9 897 864 руб. 52 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018, поскольку доказательства передачи Учреждению как правопреемнику федерального государственного учреждения "Кандалакшская квартирно-эксплуатационная часть" (далее - КЭЧ) помещений отсутствуют, а также отсутствуют доказательства регистрации за КЭЧ права оперативного управления или передачи ей спорных помещений.
Учреждение же считает себя ненадлежащим ответчиком; собственником помещений является Российская Федерация в лице Министерства, лимиты бюджетных средств, в том числе на уплату взносов на капитальный ремонт, главным распорядителем не доводятся до Учреждения; обязательным условием для возникновения обязательств у стороны договора, финансируемой за счет бюджетных средств, является заключение государственного контракта. Кроме того, обращает внимание Учреждение, суды не учли, что оно имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании представители Фонда и Учреждения поддержали доводы, приведенные в кассационных жалобах и возражали против удовлетворения жалоб оппонента.
Представитель Министерства поддержал жалобу Учреждения и возражал против удовлетворения жалобы Фонда.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд создан Правительством Мурманской области на основании постановления Правительства Мурманской области от 30.07.2013 N 423-ПП "О создании некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области", во исполнение требований Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и законов Мурманской области - от 09.11.2001 N 303-01-ЗМО "Об управлении государственной собственностью Мурманской области" и от 24.06.2013 N 1630- 01-ЗМО "О специализированной некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области".
В настоящем иске Фонд указал, что Учреждение не исполнило обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018 в отношении помещений, собственником которых является Российская Федерация и которые закреплены за Учреждением на праве оперативного управления, а именно помещений, расположенных в Мурманской области в многоквартирных домах по следующим адресам:
- Кандалакшский район, поселок Алакуртти, улица Содружества, дома 7 и 10;
- Кандалакшский район, поселок городского типа Зеленоборский, дом 34;
- Печенгский район, населенный пункт Спутник, Новая улица, дома 8, 15, 16, 17, 18, 19, 20 и 21;
- Печенгский район, поселок городского типа Печенга: Стадионная улица, дома 3, 4, 5, 7, 9 и 10, Печенгское шоссе, дома 7, 10, 11 и 12, а также 19-й км, дом 4;
- Печенгский район, населенный пункт Верхнее Луостари, дома 1, 2, 3 и 5;
- Печенгский район, населенный пункт Нижнее Луостари, дома 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 13;
- Кольский район, поселок городского типа Кильдинстрой: закрытый военный городок N 47, ДОС N 1, 2, 4, 5 и 6, Железнодорожный тупик, дома 16, 17, 19, 20 и 21;
- город Кандалакша, поселок Лупче-Савино-1, дома 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8;
- город Мончегорск, Октябрьская улица, дома 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 34 и 35, улица Сафонова, дом 1А, Набережная улица, дома 1 и 3 (далее - Помещения-1).
Фондом также предъявлено требование к Министерству о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018 в отношении помещений, право федеральной собственности и оперативного управления по которым, как указывает Фонд, не зарегистрировано, а именно помещений, расположенных в Мурманской области в многоквартирных домах по следующим адресам:
- Ловозерский район, поселок городского типа Ревда, Комсомольская улица, дома 1 и 3;
- Печенгский район, населенный пункт Спутник, Новая улица, дом 16;
- Печенгский район, поселок городского типа Печенга: Стадионная улица, дома 3, 4, 7, 9 и 10, Печенгское шоссе, дома 7, 10, 11 и 12, 19-й км, дом 4;
- Печенгский район, населенный пункт Верхнее Луостари, дома 2 и 5;
- Печенгский район, населенный пункт Нижнее Луостари, дома 1, 2, 3, 4, 5 (частично), 6, 7, 8 (частично), 9, 10, 11, 12 и 13;
- Кольский район, поселок городского типа Кильдинстрой: закрытый военный городок N 47, ДОС N 1, 2, 3, 4, 5, 6, Железнодорожный тупик, дома 16, 17, 18, 19, 20 и 21;
- город Кандалакша, поселок Лупче-Савино-1, дом 1 (частично), дома 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8;
- город Мончегорск, Октябрьская улица, дома 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 20, 34 и 35, улица Сафонова, дом 1А, Набережная улица, дома 1 и 3 (далее - Помещения-2).
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.
В силу части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 181 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 3 статьи 1 Закона Мурманской области от 24.06.2013 N 1629-01-ЗМО "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Постановлением Правительства Мурманской области от 31.03.2014 N 169-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Мурманской области" был утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составлял 1 руб. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов не выше трех этажей и 3 руб. для прочих многоквартирных домов.
Постановлением Правительства Мурманской области от 30.11.2015 N 550-ПП утвержден размер минимального взноса для собственников помещений на капитальный ремонт многоквартирных домов, который составляет 2 руб. за 1 кв.м площади для деревянных многоквартирных домов не выше трех этажей и 6 руб. для прочих многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 182 ЖК РФ Фонд обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме, при этом обязанность заключать какие-либо договоры с собственниками помещений в МКД жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение лицу имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 304-ЭС15-6285 и от 28.11.2017 N 305-ЭС17-10430.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 21, требование о взыскании долга в целях процессуальной экономии может быть предъявлено одновременно к учреждению и субсидиарному должнику.
Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы имеющиеся в деле доказательства, принял во внимание, что правообладателем Помещений-1 является Учреждение и - в отсутствие доказательств погашения задолженности -удовлетворил требование Фонда о взыскании 2 759 847 руб. 51 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.09.2016 по 30.06.2018 с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Министерства в порядке субсидиарной ответственности. В иске в части взыскания 9 897 864 руб. 52 коп. задолженности с Министерства суд отказал. Суд указал, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, поскольку взносы на капитальный ремонт обязан уплачивать обладатель права оперативного управления с момента его возникновения. Суд отметил, что согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объекты недвижимости правом оперативного управления на Помещения-2 обладает КЭЧ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, при этом отметив, что согласно уставу Учреждения КЭЧ приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 присоединена к Учреждению.
Суд округа не находит оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам жалоб.
Довод Фонда о том, что Учреждению как правопреемнику КЭЧ не переданы Помещения-2, противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта (пункт 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В связи с этим ссылка Учреждения на отсутствие заключенного с Фондом государственного контракта не основана на нормах материального права.
Судами верно установлено, Управлением и Министерством не оспорено, что взыскиваемая задолженность начислена в отношении принадлежащих Учреждению на праве оперативного управления помещений, а право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Довод Учреждения о том, что с него неправомерно взыскана государственная пошлина, так как оно освобождено от ее уплаты, судом округа отклоняется с учетом разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", поскольку в рассматриваемом случае судом взысканы судебные расходы по итогам рассмотрения иска в суде, а законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
Приняв во внимание совокупность представленных доказательств, а также то, что Министерство по требованию о взыскании 9 897 864 руб. 52 коп. задолженности является ненадлежащим ответчиком, суды правомерно удовлетворили иск в части взыскании 2 759 847 руб. 51 коп. задолженности с Учреждения, а при недостаточности денежных средств - с Министерства в порядке субсидиарной ответственности, и отказали при этом в иске в части взыскания 9 897 864 руб. 52 коп. задолженности с Министерства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, не допущено, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А56-118642/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Учреждения о том, что с него неправомерно взыскана государственная пошлина, так как оно освобождено от ее уплаты, судом округа отклоняется с учетом разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", поскольку в рассматриваемом случае судом взысканы судебные расходы по итогам рассмотрения иска в суде, а законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по делу N А56-118642/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области" и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2021 г. N Ф07-8571/21 по делу N А56-118642/2019