20 июля 2021 г. |
Дело N А66-10826/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
рассмотрев 14.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "8 Марта 28" на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А66-10826/2019,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "8 Марта 28", адрес: 172386, Тверская обл., г. Ржев, ул. 8 Марта, д. 28, кв. 64, ОГРН 1146914000078, ИНН 6914017287 (далее - Товарищество, ТСЖ "8 Марта 28"), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Администрации города Ржева Тверской области, адрес: 172381, г. Ржев, Партизанская ул., д. 33, ОГРН 1026901853274, ИНН 6914002555 (далее - Администрация), от 09.04.2019 N 285 "О внесении изменений в постановление Администрации города Ржева Тверской области от 14.05.2014 N 646" в части включения дома N 28 по ул. 8 Марта в г. Ржеве в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, адрес: 170100, г. Тверь, Студенческий пер., д. 28, ОГРН 1136900001479, ИНН 6950981521 (далее - Фонд), Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, адрес: 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция, ГЖИ).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 23.07.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021, в удовлетворении заявления Товариществу отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "8 Марта 28", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, бездействие Товарищества по непредставлению запрашиваемой ГЖИ информации может свидетельствовать о совершении ТСЖ "8 Марта 28" административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), однако не подтверждает наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и не является основанием для изменения способа формирования фонда капитального ремонта в соответствии с частью 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Таким образом, как считает Товарищество, действия Инспекции по направлению в адрес Администрации уведомления о необходимости включения спорного дома в распоряжение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора не соответствовали целям применения части 10 статьи 173 ЖК РФ и привели к нарушению прав собственников многоквартирного дома на формирование фонда капитального ремонта выбранным ими способом. ТСЖ "8 Марта 28" настаивает, что у собственников многоквартирного дома отсутствует задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт в размере более пятидесяти процентов от размера начисленных взносов. Выводы об обратном, как указывает заявитель, основаны на самостоятельных расчетах ГЖИ и носят предположительный характер. Также Товарищество обращает внимание на то, что с целью получения объективной информации о наличии задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт Инспекция имела возможность в соответствии с частью 7 статьи 177 ЖК РФ запросить необходимую информацию в банке, в котором открыт специальный счет.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 05.02.2014 решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Ржев, ул. 8 Марта, д. 28 (далее - МКД), находящемся в управлении ТСЖ "8 Марта 28", выбран способ формирования фонда капитального ремонта - путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный банковский счет, в связи с этим 15.04.2014 между открытым акционерным обществом "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее - ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк") и Товариществом заключен договор N 1913/14/0344 специального банковского счета N 40703810619130000064.
Письмом от 02.08.2018 N 8474-04 Инспекция уведомила ТСЖ "8 Марта 28" о том, что на его специальном счете в ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" выявлена задолженность по фактическому поступлению взносов на формирование фонда капитального ремонта от собственников помещений МКД в размере, превышающем пятидесяти процентов от начисленных. Указанным уведомлением ГЖИ также сообщило Товариществу о том, что если в срок до 01.02.2019 нарушение не будет устранено, а также не будут предоставлены подтверждающие документы, то по уведомлению Инспекции орган местного самоуправления примет решение о формировании фонда капитального ремонта указанного МКД на "общем" счете регионального оператора.
Поскольку в установленный названным уведомлением срок ТСЖ "8 Марта 28" не представило в ГЖИ документы, подтверждающие погашение задолженности по взносам на капитальный ремонт, Инспекция на основании части 10 статьи 173 ЖК РФ направила в адрес Администрации письмо от 14.03.2019 N 2397-04 о необходимости включения МКД в распоряжение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора (т.д. 2, л. 42, 43).
Постановлением Администрации от 09.04.2019 N 285 внесены изменения в постановление Администрации от 14.05.2014 N 646 "О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Ржева на счете регионального оператора", согласно которому МКД включен в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Ржева Тверской области, собственники которых в течение четырех месяцев не выбрали один из способов формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Не согласившись с законностью указанного постановления, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене на основании следующего.
Причиной для отказа в удовлетворении заявленных требований судам послужил вывод о наличии задолженности собственников помещений в МКД по взносам на капитальный ремонт, превышающей пятидесяти процентов от начисленной платы названных взносов.
Указанный вывод основан на констатации судами факта грубого нарушения Товариществом требований части 3 статьи 172 ЖК РФ, согласно которым владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета, иные обязательные сведения.
Ввиду непредставления Товариществом сведений о размере начисленных и поступивших на специальный счет взносов на капитальный ремонт, а также по истечении пяти месяцев с даты получения уведомления ГЖИ от 02.08.2018 N 8474-04 информации о фактическом состоянии специального счета и документов, опровергающих сведения о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт, суды заключили о наличии спорной задолженности, и, как следствие, о правомерности действий ГЖИ по направлению соответствующего уведомления в Администрацию.
Между тем судами двух инстанций не учтено следующее.
В части 3 статьи 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
В рассматриваемом случае собственники помещений в МКД выбрали способ формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, и реализовали его, что подтверждается материалами дела и признано участниками настоящего спора.
Из буквального содержания части 8 статьи 173 ЖК РФ следует, что основанием для совершения органом государственного жилищного надзора действий, указанных в данной норме, являются сведения, полученные в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса.
В данном случае, как отмечено судами и не опровергается участвующими в деле лицами, такими сведениями, актуальными по состоянию на 31.07.2018, Инспекция не располагала (ввиду непредставления таковых Товариществом). Внесение в "Реестр специальных счетов" сведений по сумме начисленных взносов на капитальный ремонт в отношении МКД произведено ГЖИ самостоятельно, а размер задолженности определен ею исходя из отсутствия сведений о пополнении Товариществом специального счета. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Со совей стороны ТСЖ "8 Марта 28" в опровержение доводов Инспекции о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт представило в материалы дела соответствующие доказательства, в том числе расчет соотношения поступлений и начислений сумм взносов на капитальный ремонт, а также выписки из лицевого счета и платежные поручения (т.д. 2 л. 61 - 125).
Однако суды оставили без внимания приводимые Товариществом доводы и документы, представленные в их обоснование.
Вместе с тем оценка представленных Товариществом доказательств имеет существенное значение для правильного разрешения спора, поскольку "принятие органом местного самоуправления в отношении конкретного многоквартирного дома решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома" (пункт 7.4 постановления Конституционного суда от 12.04.2016 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы").
Что касается доводов о непредставлении Товариществом по истечении пяти месяцев с даты получения уведомления ГЖИ от 02.08.2018 N 8474-04 информации о фактическом состоянии специального счета, то само по себе данное обстоятельство не может свидетельствовать бесспорно о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт МКД.
Из материалов дела следует, что уведомление ГЖИ от 02.08.2018 N 8474-04, отправленное почтовым отправлением в адрес Товарищества, вернулось в Инспекцию с отметкой "неудачная попытка вручения". В таком случае ГЖИ, располагая сведениями о фактическом неполучении адресатом почтового отправления, имела возможность в соответствии с частью 7 статьи 177 ЖК РФ запросить необходимую информацию в банке, в котором Товариществом открыт специальный счет, и на основании полученных данных принять решение о необходимом реагировании в соответствии с нормами жилищного законодательства.
С учетом изложенного следует признать, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, положенные в основу обжалуемых судебных актов, сделаны без учета приведенных нормативных положений и представленных ТСЖ "8 Марта 28" доказательств.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку судами не в полной мере были исследованы обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, при этом совершение таких процессуальных действий лежит за пределами полномочий суда кассационной инстанции, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать правовую оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле, в том числе проверить доводы Товарищества об отсутствии у него задолженности по взносам на капитальным ремонт, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 23.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2021 по делу N А66-10826/2019 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 3 статьи 170 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
...
Из буквального содержания части 8 статьи 173 ЖК РФ следует, что основанием для совершения органом государственного жилищного надзора действий, указанных в данной норме, являются сведения, полученные в соответствии с частью 3 статьи 172 названного Кодекса.
...
Из материалов дела следует, что уведомление ГЖИ от 02.08.2018 N 8474-04, отправленное почтовым отправлением в адрес Товарищества, вернулось в Инспекцию с отметкой "неудачная попытка вручения". В таком случае ГЖИ, располагая сведениями о фактическом неполучении адресатом почтового отправления, имела возможность в соответствии с частью 7 статьи 177 ЖК РФ запросить необходимую информацию в банке, в котором Товариществом открыт специальный счет, и на основании полученных данных принять решение о необходимом реагировании в соответствии с нормами жилищного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2021 г. N Ф07-7455/21 по делу N А66-10826/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11367/2022
14.12.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16822/2022
12.07.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3649/2022
15.03.2022 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10826/19
20.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7455/2021
04.03.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7864/20
23.07.2020 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-10826/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-10826/19