21 июля 2021 г. |
Дело N А56-63572/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лес-Дом-Инвест" Брук Е.В. (доверенность от 01.10.2020),
рассмотрев 14.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А56-63572/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 192012, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лес-Дом-Инвест", адрес: 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 56, лит. В, пом. 19, ОГРН 1089847139667, ИНН 7801465963 (далее - Общество, ООО "Лес-Дом-Инвест"), о взыскании задолженности по арендной плате по договору от 24.11.2008 N 117/Р-2008-11 сроком платежа 15.06.2020 в федеральный бюджет в размере 494 000,69 руб. и в областной бюджет - 128 440,18 руб., а также 1524,97 руб. пеней за просрочку внесения арендной платы, рассчитанных за период с 16.06.2020 по 30.06.2020.
ООО "Лес-Дом-Инвест" предъявило встречный иск о понуждении Комитета к заключению дополнительного соглашения к договору от 24.11.2008 N 117/р-2008-1, предусматривающего снижение арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 до 248 976,35 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2020 иск Комитета удовлетворен, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 решение суда первой инстанции изменено: с Общества в пользу Комитета взыскана задолженность в размере 247 000,36 руб. в федеральный бюджет и 64 220,09 руб. - в областной бюджет, а также 762,49 руб. пеней за указанный период; в удовлетворении остальной части первоначального иска и в удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение им обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить постановление от 30.04.2021 и оставить в силе решение от 30.12.2020. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие невозможность использования Обществом в спорный период лесного участка в целях, установленных договором. В связи с этим, как считает Комитет, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для применения положений части 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) и уменьшения размера взыскиваемой арендной платы.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы Комитета, просил постановление апелляционного суда оставить без изменения.
От Комитета в кассационный суд поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство удовлетворено судом.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодателем) и ООО "Лес-Дом-Инвест" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 24.11.2008 N 117/р-2008-11 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование часть лесного участка Рощинского лесничества, находящегося в федеральной собственности: лесной участок площадью 15,6 га, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, Рощинское лесничество, Тарасовское участковое лесничество, квартал N 81 (выделы 29,30,71,72), для осуществления рекреационной деятельности.
По акту приема-передачи от 24.11.20008 лесной участок передан арендатору.
Согласно пункту 5 Договора арендная плата составляет 1 636 964,70 руб. в год (из них - 324 794,59 руб. в федеральный бюджет и 84 446,59 руб. в бюджет субъекта РФ) и вносится арендатором ежеквартально в соответствии с приложением N 4 не позднее 15 числа последнего месяца соответствующего квартала.
В силу пункта 8 Договора при неуплате арендатором арендных платежей в установленные Договором сроки начисляются пени в размере одной трехсотой (1/300) действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.
В связи с тем, что арендатор не в полном объеме исполнил обязанность по внесению арендной платы согласно Договору у Общества образовалась следующая задолженность за 2 квартал 2020 года: 494 000,69 руб. - в федеральный бюджет и 128 440,18 руб. в областной бюджет. На сумму указанной задолженности Комитетом были начислены пени в размере 1524,97 руб. за период с 16.06.2020 по 30.06.2020.
Комитет направил в адрес ООО "Лес-Дом-Инвест" претензию от 18.06.2020 N 345 с требованием уплатить образовавшуюся сумму задолженности и пени, которая была оставлена Обществом без исполнения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с иском.
Общество, ссылаясь на невозможность использования лесного участка в рассматриваемый период из-за введенных Правительством Ленинградской области ограничений, связанных с распространением на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19, предъявило встречный иск о понуждении Комитет заключить дополнительное соглашение к Договору, предусматривающее снижение арендной платы за период с 01.04.2020 по 30.06.2020 до 248 976,35 руб.
Суд первой инстанции, установив, что основная деятельность ООО "Лес-Дом-Инвест" не включена в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), пришел к выводу о недоказанности Обществом факта невозможности использования лесного участка в период с 01.04.2020 по 05.06.2020. В связи с этим суд удовлетворил иск Комитета и отказал в удовлетворении встречного иска Общества.
Суд апелляционной инстанции, напротив, признав доказанным факт невозможности использования ООО "Лес-Дом-Инвест" лесного участка в спорный период, и применив положения части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, уменьшил размер арендной платы, что послужило основанием для изменения принятого судом первой инстанции судебного акта.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, считает жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения которой определяются договором аренды (пункт 1 статьи 614 ГК РФ).
При этом пунктом 4 статьи 614 ГК РФ установлено, что если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответствующего уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Так, частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатору по договорам аренды недвижимого имущества предоставлено право потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19 N 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020), арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы; на необоснованное уклонение арендодателя от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы арендатор вправе указать в качестве возражений на иск о взыскании арендной платы. В таком случае арендная плата определяется в размере с учетом требований части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, например, с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.03.2020 N 117 "О введении на территории Ленинградской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Ленинградской областной подсистемы РСЧС и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области" на территории Ленинградской области был введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 1.16 постановления Правительства Ленинградской области от 28.03.2020 N 160 (в редакции от 01.04.2020) "О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206" был установлен запрет на посещение лесов на территории Ленинградской области, за исключением лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной и пожарный надзор, органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, скорой неотложной медицинской помощи, арендаторов лесных участков (с целью патрулирования).
В соответствии с пунктом 1.15 постановления Правительства Ленинградской области от 11.05.2020 N 277 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ленинградской области" (в редакции от 05.06.2020) работа организаций, осуществляющих рекреационную деятельность на территории лесов Ленинградской области, допускается с существенными ограничениями, установленными приложением 2 к указанному Постановлению. Деятельность парков развлечений в Выборгском районе Ленинградской области при условии соблюдения масочного режима разрешена только с 05.06.2020 постановлением Правительства Ленинградской области от 05.06.2020 N 370.
Исходя из цели предоставления в аренду лесного участка (для осуществления рекреационной деятельности: организация отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность) суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что Общество в период с 01.04.2020 по 05.06.2020 в связи с вышеуказанными запретами объективно не могло использовать лесной участок. Доказательств обратного Комитетом в материалы дела не представлено.
При этом апелляционной инстанцией верно отмечено, что часть 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ не устанавливает ограничений по применению названной нормы видами деятельности, включенными в Перечень.
Принимая во внимание изложенное, апелляционный суд, правильно применив положения части 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, с учетом сохранения баланса интересов сторон обоснованно снизил размер взыскиваемой арендной платы на 50 процентов.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судом апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2021 по делу N А56-63572/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.