город Мурманск |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А42-5197/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А., рассмотрев 26.07.2021 без проведения судебного заседания и без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по делу N А42-5197/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (в настоящее время переименовано в акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 117447, Москва, Б. Черемушкинская ул., д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск, адрес: 183038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10 (далее - Комиссия), от 03.06.2020 N 653/07-05, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон об административных правонарушениях), в виде 10 000 руб. штрафа, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 24.12.2020 в удовлетворении требований об отмене оспариваемого постановления отказано и прекращено производство в части требований о прекращении производства по административному делу.
Постановлением от 15.04.2021 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции от 24.12.2020, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Комиссии.
В кассационной жалобе Комиссия просит отменить постановление апелляционного суда по настоящему делу, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Податель жалобы считает доказанной вину Общества в совершении инкриминируемого правонарушения и отмечает, что вопреки выводам апелляционного суда оспариваемым постановлением Обществу и не вменялось нарушение сроков вывоза крупногабаритных отходов (далее - КГО).
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции в силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судьей единолично, без вызова участвующих в деле лиц с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы Комиссии о ненадлежащем исполнении Обществом обязанности по своевременному вывозу КГО с территории контейнерной площадки, расположенной у д. 19 по ул. Софьи Перовской в г. Мурманске и предназначенной для сбора твердых коммунальных отходов от жителей многоквартирных домов N 19, 21, 23/19 по названной улице в соответствии с реестром (паспортизации) контейнерных площадок совместного пользования (таблица N 9.1.1) приложения N 1 к Постановлению администрации города Мурманска от 01.12.2014 N 3934 "Об утверждении Генеральной схемы очистки территории муниципального образования город Мурманск".
В ходе обследования территории округа, проведенного 16.04.2020 с 12 ч 21 мин до 12 ч 31 мин по указанному адресу выявлено значительное скопление на контейнерной площадке не помещающегося в сборник для КГО, сложенного навалом и отчасти складированного в мешки крупногабаритного мусора (картонной тары, отходов от ремонтно-строительных работ), что является нарушением пунктов 10.2.7.1, 10.2.7.2, 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства).
Выявленные в ходе обследования факты зафиксированы в акте от 16.04.2020 N 2654 с фототаблицей и видеозаписью.
Ответственным за содержание рассматриваемых площадок является Общество, как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с отходами на территории Мурманской области.
Заместителем начальника отдела по контролю за исполнением административного законодательства управления Октябрьского административного округа города Мурманска в отношении Общества составлен протокол от 20.05.2020 N 26-11-03/390 об административном правонарушении, который был передан по подведомственности Комиссии.
Постановлением Комиссии от 03.06.2020 N 653/07-05 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона об административных правонарушениях, и привлечено к ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Суд первой инстанции согласился с выводами административного органа и, не установив нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявленных требований в отношении оспариваемого постановления.
Апелляционный суд посчитал недоказанным наличие в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, в связи с чем отменил решение суда, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Комиссии. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие в конкретный момент осмотра значительного количества мусора на спорной контейнерной площадке не свидетельствует о его длительном там нахождении ввиду несвоевременного вывоза региональным оператором.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 2 Закона об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и привлечения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно примечанию к названной статье для целей данной статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Пунктом 10.2.7.5 Правил благоустройства закреплено, что крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования таких отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (ТКО), подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
При этом пунктом 10.2.7.12 названных Правил запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Как следует из пункта 5.2.14.1 Правил благоустройства, контейнерная площадка - это место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил благоустройства контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры- накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
С учетом вышеизложенных норм на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Факт нарушения указанных требований на момент осмотра Административной комиссией подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом от 16.04.2020.
Руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Закона об административных правонарушениях, положениями Правил благоустройства, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, суд первой инстанции указал, что вышеназванные действия Общества как регионального оператора привели к накоплению отходов, что является нарушением Правил благоустройства, и посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения. В рассматриваемой ситуации апелляционным судом не учтено, что Обществу не вменялось нарушение именно периодичности вывоза ТКО. Событие правонарушения в оспариваемом постановлении Комиссии описано как значительное скопление крупногабаритных отходов, часть мусора не помещается в сборник КГО и находится за его пределами. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Назначенное Обществу административное наказание соответствует характеру правонарушения, отвечает принципам соразмерности и индивидуализации мер ответственности.
При таких обстоятельствах следует признать законными и обоснованными выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для его отмены у апелляционного суда не имелось.
Согласно части 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае апелляционным судом допущено повлиявшее на исход дела существенное нарушение норм материального права, без устранения которого невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2020 по делу N А42-5197/2020 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 24.12.2020 по настоящему делу.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.