26 июля 2021 г. |
Дело N А56-73402/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Кустова А.А. и Судас Н.Е.,
при участии от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Мамаевой Ю.Н. (доверенность от 07.09.2020), от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" Слепченок В.О. (доверенность от 28.01.2019),
рассмотрев 20.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А56-73402/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района", адрес: 193315, Санкт-Петербург, Народная улица, дом 47, корпус 4, ОГРН 1089847179950, ИНН 7811405931 (далее - Общество), о взыскании с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнения исковых требований 541 046 руб. 73 коп. задолженности по договору теплоснабжения в горячей воде от 01.07.2008 N 7671.038.1 (далее - Договор) за март - май 2020 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2020 с Общества в пользу Предприятия взыскано 496 706 руб. 94 коп. задолженности; в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 решение от 15.11.2020 отменено, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального права, просит изменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в части взыскания 174 643 руб. 57 коп. задолженности.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: Предприятие завышенные и не подлежащие взысканию суммы переносит из системы горячего водоснабжения (далее - ГВС) в систему отопления; сумма завышенных требований составила 44 339 руб. 79 коп.; довод Предприятия о том, что коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии отдельно не учитывает объем тепловой энергии на нужды ГВС и отдельно на нужды отопления, направлен на ввод суда в заблуждение; Общество доказало наличие раздельного учета коммунального ресурса для целей ГВС, а также размер тепловой энергии, затраченной на нужды ГВС.
Как полагает Общество, стоимость теплоносителя также не подлежит включению в тариф на тепловую энергию; так как теплоноситель из системы отопления не отбирается, оснований для его оплаты не имеется; ссылка Предприятия на невозможность применения в расчетах с управляющей организацией тарифа, отличного от установленного, несостоятельна; задолженность по настоящему спору составила 174 643 руб. 57 коп.
В отзыве Предприятие просит оставить без изменения обжалуемое постановление от 10.03.2021, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, и уточнил, что просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, а представитель Предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Предприятие (энергоснабжающая организация) и Общество (абонент) заключили Договор, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию.
Порядок учета и расчета потребляемой тепловой энергии определен в разделе 4 Договора, а порядок расчетов - в разделе 5.
В марте - мае 2020 года Предприятие поставило по Договору тепловую энергию, которую Общество оплатило не в полном объеме.
В претензии от 07.07.2020 N 58-08/7368 Предприятие просило Общество погасить 247 883 445 руб. 15 коп. задолженности по состоянию на 30.06.2020.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Предприятие обратилось в арбитражный суд с иском, уточнив который просило взыскать 541 046 руб. 73 коп. задолженности за март - май 2020 года.
При рассмотрении дела суд установил, что разногласия сторон возникли, в том числе в связи с выставлением Предприятием Обществу счетов исходя из стоимости тепловой энергии, исчисленной исходя из количества потребленных Гкал и тарифа в руб./Гкал, а Общество получало с населения плату за ГВС, исчисленную исходя из количества куб.м воды и по тарифу в руб./куб.м.
Посчитав необоснованным расчет Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал, суд первой инстанции установил, что иск в части взыскания задолженности подлежит удовлетворению в размере 496 706 руб. 94 коп., в связи с чем в удовлетворении иска в остальной части отказал.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил иск в полном объеме. При этом суд исходил из того, что в контррасчете Общества имеются ошибки, а расчет Предприятия является правильным.
Проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Спор по иску возник, в том числе по причине выставления Предприятием Обществу счетов, в которых объем ресурса исчислен исходя из количества потребленных Гкал, а Общество начисляет населению плату за объем горячей воды в куб.м.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Однако в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Горячая вода является одним из коммунальных ресурсов (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги ГВС.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период: объем потребленного за месяц коммунального ресурса умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели: в жилых помещениях - куб.м холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды или куб.м горячей воды на 1 человека.
Согласно подпункту "б" пункта 7(1) Правил N 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении горячей воды используются показатели: куб.м холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб.м холодной воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб.м горячей воды на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным проживающие в жилом доме граждане оплачивают горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб.м, и по тарифу, установленному регулирующим органом для оплаты одного куб.м горячей воды.
Таким образом, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб.м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его согласно тарифу, установленному для населения для оплаты одного куб.м горячей воды.
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Общество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании задолженности, представляющей собой разницу стоимости тепловой энергии, которая возникла по причине расчета Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал.
Соответственно, апелляционный суд ошибочно признал расчет задолженности, представленный Предприятием, правильным, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2018 N 252-р на 2019-2023 годы установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую Предприятием потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга.
При этом для населения данным распоряжением установлен тариф на горячую воду в руб. за Гкал.
Таким образом, Предприятию для населения в спорный период установлен однокомпонентный тариф на горячую воду, который включает в себя стоимость теплоносителя.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 16.12.2019 N 215-р (далее - Распоряжение N 215-р) на 2020 год установлены тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемые гражданам, и тарифов на тепловую энергию и горячую воду для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, на территории Санкт-Петербурга.
Пункты 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 (тарифы на тепловую энергию) Распоряжения N 215-р с момента его принятия признаны не действующими апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 по делу N 66а-441/2021.
Вместе с тем на момент вынесения обжалуемого решения по настоящему спору (15.11.2020) Постановление N 215-р не было признано незаконным, не отменено и не изменено.
В силу изложенного кассационный суд отклоняет довод Общества о том, что стоимость теплоносителя не подлежит включению в тариф на тепловую энергию.
Так как суд первой инстанции правомерно признал необоснованным расчет Предприятием стоимости тепловой энергии исходя из количества потребленных Гкал, а апелляционный суд ошибочно признал правильным расчет Предприятия и удовлетворил требования полностью, обжалуемое постановление подлежит отмене, а решение - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по делу N А56-73402/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2020 по настоящему делу оставить в силе.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190000, Санкт-Петербург, Малая Морская улица, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Невского района", адрес: 193315, Санкт-Петербург, Народная улица, дом 47, корпус 4, ОГРН 1089847179950, ИНН 7811405931, 3000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
С учетом статуса исполнителя коммунальных услуг, а также требований пункта 13 Правил N 354 законных оснований для возложения на Общество обязанности по оплате коммунального ресурса в большем объеме не имеется."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2021 г. N Ф07-6005/21 по делу N А56-73402/2020