28 июля 2021 г. |
Дело N А56-22873/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 26.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наша сеть Север" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А56-22873/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Наша сеть Север", адрес: 195112, Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д. 32, корп. 1, лит. А, пом. 11-Н, ОГРН 1167847205866, ИНН 7806235184 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д. 19, лит. А, ОГРН 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее - Управление), о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2020 N Ю78-03-05/24-408-2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 08.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.01.2021, постановление Управления изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен до 150 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на допущенные Управлением процессуальные нарушения в части сроков проведения административного расследования. Кроме того, считает, что представленные в ходе административного расследования сертификаты соответствия необоснованно не приобщены к материалам административного дела. По мнению Общества, спорная продукция не относится к пищевой и, соответственно, не подпадает под регулирование Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее - ТР ТС 021/2011).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с получением информации, размещенной на интернет-ресурсах, о реализации на территории Санкт-Петербурга никотинсодержащей продукции - аналога запрещенного в Российской Федерации снюса, где табак заменен на никотин, на основании определения Управления от 25.12.2019 N 78-05-05/23-143-2019 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.
В ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении должностным лицом Управления 25.12.2019 проведен осмотр помещений принадлежащего Обществу магазина "Наша сеть Север" по адресу: Санкт-Петербург, Краснопутиловская ул., д. 30, лит. А, в результате которого установлено, что на витрине возле кассы магазина размещена бестабачная жевательная никотинсодержащая смесь 22-х торговых марок в ассортименте, с размещенными на них ценниками с указанием цены за единицу продукции - от 154 руб. до 326 руб. В ходе осмотра документы, подтверждающие качество и безопасность продукции, а также основания ее приобретения, не представлены.
По результатам осмотра с применением фотофиксации Управлением составлен протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 25.12.2019 N 78-05-05/23-143-2019, в соответствии с которым продукция изъята.
25.02.2020 Управлением вынесено постановление N 78-05-05/23-143-2019 об утилизации (уничтожении) товаров (продукции).
В связи с наличием в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований пункта 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", ТР ТС 021/2011, Управлением в отношении Общества 25.02.2020 составлен протокол N Ю78-03-05/23-143-2019 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 05.03.2020 N 78-03-05/24-408-2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции посчитал доказанным состав правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, вместе с тем посчитал возможным снизить размер назначенного штрафа на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ до 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Обязательные требования безопасности к объектам технического регулирования, к которым относятся пищевая продукция, а также связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, установлены ТР ТС 021/2011.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье.
Статьей 6 ТР ТС 021/2011 определено, что для целей отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, заинтересованными лицами осуществляется идентификация пищевой продукции (часть 1). Идентификация пищевой продукции проводится по ее наименованию и (или) ее признакам, изложенным в определении такой продукции в настоящем техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и (или) визуальным, и (или) органолептическим, и (или) аналитическими методами (часть 2).
По информации, содержащейся в представленных Обществом сертификатах соответствия, арестованная в ходе проверки продукция представляет собой жевательные смеси без содержания табака, в состав которой входят: вода, целлюлоза, дистиллированная вода, никотин, соль, пищевая сода, пищевые красители, ароматизаторы, листья перечной мяты и пр. Данная продукция применяется путем жевания/рассасывания с поступлением в организм через слизистую полость рта и органы пищеварения, что по соответствующим признакам (оральное потребление) позволяет идентифицировать данную продукцию в качестве пищевой.
Исходя из приведенного в статье 4 ТР ТС 021/2011 определения пищевой продукции, а также из определения, приведенного в статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", любая продукция, применяемая путем жевания, рассасывания (за исключением продукции, зарегистрированной в качестве лекарственных средств), в том числе содержащая никотин, является пищевой продукцией и, соответственно, объектом регулирования ТР ТС 021/2011. Аналогичная позиция содержится в письме Евразийской экономической комиссии от 20.12.2019 N НВ-3122/1.
Согласно статье 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также иным техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется (часть 1). Пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (часть 2). Пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции (часть 3). Пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 20 ТР ТС 021/2011 соответствие пищевой продукции настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Частью 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; 2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции; 3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида; 4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
В части 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011 закреплено, что декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция, за исключением непереработанной пищевой продукции животного происхождения, специализированной пищевой продукции, уксуса.
В силу статьи 27 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция нового вида подлежит государственной регистрации. К пищевой продукции нового вида не относится пищевая продукция, произведенная по известным и уже применявшимся технологиям, имеющая в своем составе компоненты, в том числе пищевые добавки, уже использующиеся для употребления человеком в пищу, даже в том случае, если такая продукция и компонент произведены по новой рецептуре (часть 1). Пищевая продукция нового вида каждого наименования подлежит оценке (подтверждению) соответствия в установленном настоящим техническим регламентом порядке (часть 6).
Жевательная никотинсодержащая смесь, являясь пищевой продукцией, не относится к вышеперечисленным исключениям, в связи с чем подтверждение соответствия данной продукции требованиям технических регламентов должно проходить в форме декларирования или в форме государственной регистрации пищевой продукции нового вида.
Как усматривается из материалов дела, Обществом осуществлялась реализация (в форме предложения к продаже) и хранение спорной продукции в отсутствие документации, подтверждающей соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011 (декларация о соответствии, свидетельство о государственной регистрации).
Судами дана надлежащая оценка представленным в материалы дела сертификатам соответствия и декларации о соответствии на продукцию общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Никтеч" ЕАЭС RU.Д - RU.АН03.В.16660/19 с датой регистрации 12.11.2019 и сделан правильный вывод о том, что представленные в ходе проверки сертификаты соответствия свидетельствуют о соответствии продукции требованиям технических условий производителя, о соблюдении технологии изготовления конкретной продукции, что автоматически не означает ее соответствия требованиям технических регламентов. Кроме того, декларация о соответствии на продукцию ООО "Никтеч" ЕАЭС RU.Д - RU.АН03.В.16660/19 с датой регистрации 12.11.2019 прекращена 13.02.2020, что следует из данных сервиса регистрации деклараций о соответствии Федеральной службы по аккредитации, в связи с наличием в выпускаемой продукции никотина, отнесенного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 к списку ядовитых веществ, в связи с чем выпускаемая ООО "Никтеч" смесь жевательная без содержания табака является небезопасной. На оставшуюся продукцию декларации о соответствии требованиям ТР ТС 021/2011 не представлены.
Ссылка Общества на Федеральный закон от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции" и на то, что никотинсодержащая продукция не относится к пищевой продукции и, соответственно, не подпадает под регулирование ТР ТС 021/2011, была рассмотрена судами и правомерно отклонена.
Тот факт, что представленные сертификаты не отражены в оспариваемом постановлении, не имеет существенного значения, поскольку они приобщены судом первой инстанции к материалам дела и им дана соответствующая оценка.
Вопреки мнению Общества нарушений статей 28.1, 28.7 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении, а также в дальнейшем производстве по нему, влекущих незаконность вынесенного постановления Управления, не имелось.
Виновность Общества и состав вмененного правонарушения (при угрозе причинения вреда жизни и здоровью человека) суды сочли доказанными.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судами не установлено.
Суд первой инстанции счел возможным изменить оспариваемое постановление в части наказания, снизив назначенный штраф до 150 000 руб. на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А56-22873/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наша сеть Север" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка Общества на Федеральный закон от 31.07.2020 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции" и на то, что никотинсодержащая продукция не относится к пищевой продукции и, соответственно, не подпадает под регулирование ТР ТС 021/2011, была рассмотрена судами и правомерно отклонена.
...
Вопреки мнению Общества нарушений статей 28.1, 28.7 КоАП РФ при возбуждении дела об административном правонарушении, а также в дальнейшем производстве по нему, влекущих незаконность вынесенного постановления Управления, не имелось.
...
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, а также исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) судами не установлено.
Суд первой инстанции счел возможным изменить оспариваемое постановление в части наказания, снизив назначенный штраф до 150 000 руб. на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ с учетом принципов индивидуализации и соразмерности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2021 г. N Ф07-4545/21 по делу N А56-22873/2020