28 июля 2021 г. |
Дело N А21-8105/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 26.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А21-8105/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Уют-Сервис", адрес: 236005, Калининград, ул. П.Морозова, д. 49, кв. 2, ОГРН 1103926006469, ИНН 3917508827 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене приказа Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 16.07.2020 N ЖК-1557/пр об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области на осуществление предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами и возврате заявления и документов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК Теплосервис".
Решением суда первой инстанции от 28.12.2020 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением апелляционного суда от 21.04.2021 решение 28.12.2020 отменено, приказ Министерства от 16.07.2020 N ЖК-1557/пр признан недействительным.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 21.04.2021, оставить в силе решение от 28.12.2020.
По мнению подателя кассационной жалобы, до 20.12.2020 действовал иной порядок внесения изменений в реестр лицензий; жильцы о проведении общего собрания были извещены ненадлежащим образом, доказательства обратного отсутствуют.
Общество в отзыве на кассационную жалобу возражает против доводов Министерства, просит оставить постановление от 21.04.2021 без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании лицензии от 06.05.2015 N 85.
Собственники многоквартирного дома N 2-2А по ул. П.Морозова в Калининграде (далее - МКД) на внеочередном общем собрании, проведенном с 18.11.2019 по 30.11.2019 в форме очно-заочного голосования, приняли решение о расторжении (прекращении) договора управления с ООО "УК Теплосервис" в одностороннем порядке, выборе управляющей компании ООО "Уют-Сервис" и утверждении с последней договора управления МКД.
В связи с принятием указанных решений ООО "Уют-Сервис" обратилось в Министерство с заявлением о включении МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Приказом от 16.07.2020 N ЖК-1557/пр Министерство отказало во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в отношении спорного МКД в связи с несоответствием заявления и документов, предоставленных лицензиатом, требованиям подпункта "а" (подпункты "а" пункта 3) пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр, Порядок)
Означенный приказ вынесен на основании заключения от 16.07.2020 N ЖК-1557/пр, в котором, в том числе, отражено, что протокол общего собрания собственников помещений МКД от 04.12.2019 N 1 не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 13, подпункта "в" пункта 20, пунктов 21, 22 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр и части 4 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Полагая, что отказ Министерства по внесению изменений в реестр лицензий, оформленный приказом от 16.07.2020 N ЖК-1557/пр, не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, ООО "Уют-Сервис" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь содержанием и оценкой представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, признав, что решение Министерства принято при достаточных правовых и фактических основаниях.
Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, решение отменил. Признавая недействительным приказ Министерства от 16.07.2020 N ЖК-1557/пр, апелляционный суд указал, что основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, перечисленные в пункте 9 Порядка N 938/пр, отсутствовали, а выявленные Министерством нарушения пунктов 13, 20, 21, 22 Приказа N 44/пр и части 4 статьи 45 ЖК РФ при оформлении протокола общего собрания МКД не могли служить основанием для вынесения оспариваемого приказа об отказе Обществу во включении МКД в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Министерства подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, для признания решения публичного органа незаконным необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статей 161 и 162 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления домом с управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ установлено право собственников помещений на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В силу части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка
Министерство, рассмотрев представленные Обществом документы, приказом отказало во включении МКД в реестр, указав на следующие нарушения:
- в нарушение подпункта "а" пункта 13 Приказа N 44/пр список присутствующих лиц не содержит подписей собственников помещений (физических лиц) в многоквартирном доме либо их представителей;
- в нарушение подпункта "в" пункта 20 Приказа N 44/пр документы (копии документов), подтверждающие вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в МКД каждому собственнику под роспись, либо документы, подтверждающие направление сообщения о проведении общего собрания каждому собственнику помещений в данном доме заказным письмом отсутствуют в качестве приложения;
- в нарушение пункта 21 Приказа N 44/пр последняя страница сшитого протокола общего собрания не подписана председателем собрания (протокол общего собрания подписан председателем, секретарем общего собрания, лицами осуществлявших подсчет голосов);
- в нарушение пункта 22 Приказа N 44/пр в протоколе отсутствует дата проставления подписи.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в период с 18.11.2019 по 30.11.2019 проведено внеочередное собрание собственников помещений МКД в форме очно-заочного голосования.
Представленные ООО "Уют-Сервис" заявление и документы о внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области в части включения рассматриваемого МКД признаны Министерством несоответствующими предъявляемым к ним требованиям законодательства, регламентирующим порядок оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 ЖК РФ.
В соответствии со статьей 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников (часть 2). Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 4).
Как следует из материалов дела, в Министерство представлено сообщение о проведении общего собрания собственников, акт о размещении сообщения на информационных досках, подтверждающее извещение собственников о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 2-2А по ул. П. Морозова г. Калининград от 04.12.2019 N 1, проводимого в форме очно-заочного голосования, указано, что порядок уведомления собственников помещений о проведении собраний путем вывешивания уведомлений на информационных досках установлен собранием собственников от 28.06.2014.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что согласно протоколу общего собрания собственников от 28.06.2014 N 1 принято решение об утверждении способа уведомления собственников помещений о проведении общих собраний в форме очного голосования.
Собственниками помещений решение о способе уведомления (путем размещения сообщения в подъездах дома на информационных стендах) о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ранее не принималось.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае заявление и документы, представленные лицензиатом, не соответствуют требованиям подпункта "а" (подпункта "а" пункта 3) пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем приказ Министерства от 16.07.2020 N ЖК-1557-пр об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области и возврате заявления и документов вынесен правомерно.
Кроме того, законность проведения общего собрания собственников жилых/нежилых помещений МКД и принятого по результатам такого собрания решения проверена в судебном порядке и решением Московского районного суда г. Калининграда от 18.02.2021 решение (протокол) признано недействительным.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и вынесения нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А21-8105/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.12.2020 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Министерство, рассмотрев представленные Обществом документы, приказом отказало во включении МКД в реестр, указав на следующие нарушения:
- в нарушение подпункта "а" пункта 13 Приказа N 44/пр список присутствующих лиц не содержит подписей собственников помещений (физических лиц) в многоквартирном доме либо их представителей;
- в нарушение подпункта "в" пункта 20 Приказа N 44/пр документы (копии документов), подтверждающие вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в МКД каждому собственнику под роспись, либо документы, подтверждающие направление сообщения о проведении общего собрания каждому собственнику помещений в данном доме заказным письмом отсутствуют в качестве приложения;
- в нарушение пункта 21 Приказа N 44/пр последняя страница сшитого протокола общего собрания не подписана председателем собрания (протокол общего собрания подписан председателем, секретарем общего собрания, лицами осуществлявших подсчет голосов);
- в нарушение пункта 22 Приказа N 44/пр в протоколе отсутствует дата проставления подписи.
...
Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе путем проведения заочного голосования, установлен статьями 45 - 48 ЖК РФ.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае заявление и документы, представленные лицензиатом, не соответствуют требованиям подпункта "а" (подпункта "а" пункта 3) пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем приказ Министерства от 16.07.2020 N ЖК-1557-пр об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Калининградской области и возврате заявления и документов вынесен правомерно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июля 2021 г. N Ф07-7435/21 по делу N А21-8105/2020