27 июля 2021 г. |
Дело N А56-22618/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" Богдановой М.С. (доверенность от 06.11.2020 N 7/20), от Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Шалиной С.Н. (доверенность от 25.12.2020 N 21),
рассмотрев 21.07.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А56-22618/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лидер", адрес: 190005, Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Измайловское, Державинский пер., д. 5, лит. Б, пом. 243, ОГРН 1137847328772, ИНН 7814583347 (далее - Общество, ООО "Лидер"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным содержащегося в уведомлении от 21.02.2020 N 07-05-16234/20-0-1 отказа Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, подъезд 4, ОГРН 1047839034484, ИНН 7840016760 (далее - Служба), в выдаче разрешения на строительство объекта - "Культурно-оздоровительный комплекс - спортивное сооружение с ледовой ареной и количеством зрительских мест до 300" в границах земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Светлановский пр., участок 1 (севернее пересечения с ул. Академика Байкова), а также понуждении Службы выдать Обществу испрашиваемое разрешение в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 17.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по градостроительству и архитектуре, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, ОГРН 1047839034484, ИНН 7840016760 (далее - Комитет).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Лидер", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, планируемый Обществом к строительству объект необоснованно отнесен судами к объекту "обслуживания жилой застройки", в связи с чем вывод судов о необходимости представления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта является неверным. Кроме того, как считает ООО "Лидер", проектная документация не подлежит оценке на соответствие проектам планировки и межевания территории.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2021 рассмотрение жалобы отложено на 21.07.2021.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Службы возражала против удовлетворения жалобы.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В представленном отзыве на кассационную жалобу Комитет возражает против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.03.2017 между ООО "Лидер" и Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга заключен договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях N 04/ЗКС-10219 (далее - Договор), согласно которому Обществу в аренду предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Светлановский пр., уч. 1 (севернее пересечения с ул. Академика Байкова), кадастровый номер: 78:10:0005214:16, площадью 43,545 кв.м (далее - участок). Участок предоставлен для осуществления инвестиционного проекта по строительству объекта спорта.
ООО "Лидер" получен Градостроительный план земельного участка от 23.01.2018 N RU7810900028573 (далее - ГПЗУ), проведены инженерные изыскания, на основании ГПЗУ обеспечена подготовка проектной документации объекта капитального строительства - "Культурно-оздоровительный комплекс - спортивное сооружение с ледовой ареной и количеством зрительских мест до 300" (далее - проектная документация).
Проектная документация и результаты инженерных изысканий объекта капитального строительства получили положительное заключение экспертизы от 28.10.2019 N 78-2-1-3-029538-2019.
Общество обратилось в Службу с заявлением от 18.02.2020 N 36873788 о выдаче разрешения на строительство объекта.
Уведомлением от 21.02.2020 N 07-05-16234/20-0-1 Служба отказала в выдаче испрашиваемого разрешения по следующим основаниям:
1) несоответствие проектной документации требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен участок, в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила N 524), а именно: отсутствует решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в порядке, установленном пунктом 1.2.10 названных Правил;
2) несоответствие проектной документации требованиям, установленным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010 N 1284 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Академика Байкова, Светлановским пр., Северным пр. и Тихорецким пр., в Калининском районе" в части функционального назначения объекта капитального строительства и размещения на участке встроенно-пристроенной подземной автостоянки (паркинга) не менее чем на 1500 мест.
Не согласившись с указанным отказом Службы, ООО "Лидер" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии земельным или иным законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство, приведен в части 13 статьи 51 ГрК РФ и содержит среди прочего такие основания как отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу пункта 2 части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный орган проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого отказа, одним из оснований его принятия послужил вывод об отсутствии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в порядке, установленном пунктом 1.2.10 Правил N 524.
Согласно пункту 1.2.10 Правил N 524 выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства в сфере жилищного законодательства осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства в рассматриваемый период регулировался Законом Санкт-Петербурга от 02.12.2015 N 692-147 "О порядке предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства" (в редакции, действовавшей до 22.01.2021, далее - Закон N 692-147).
В соответствии с абзацем вторым статьи 2 Закона N 692-147 в понятие объекта в сфере жилищного строительства помимо объекта - "жилая застройка" включен также объект капитального строительства с видом разрешенного использования "обслуживание жилой застройки".
Согласно приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (далее - Классификатор) к виду разрешенного использования земельных участков "обслуживание жилой застройки" (код 2.7) относится размещение объектов капитального строительства, предусмотренное среди прочего кодом 5.1.2 Классификатора.
В соответствии с кодом 5.1.2 Классификатора - "обеспечение занятий спортом в помещениях" функциональное назначение указанного вида разрешенного использования подразумевает размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях.
Руководствуясь приведенными нормативными положениями, суды обоснованно согласились с доводом Службы об отнесении объекта к объекту "обслуживания жилой застройки" и, как следствие, о необходимости согласования его архитектурно-градостроительного облика с органом, уполномоченным Законом N 692-147 (в данном случае с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга).
Также судами дана надлежащая оценка доводу Службы, послужившему основанием для принятия оспариваемого отказа, о несоответствии планируемого к строительству объекта объекту, подлежащему размещению на указанном земельном участке согласно Положению о размещении объекта капитального строительства, характеристиках планируемого развития территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории, ограниченной постановлением ул. Академика Байкова, Светлановским пр., Северным пр. и Тихорецким пр., в Калининском районе, утвержденному постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.09.2010 N 1284 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Академика Байкова, Светлановским пр., Северным пр. и Тихорецким пр., в Калининском районе" (далее - ППТ).
Согласно пункту 1.1 таблицы 2 пункта 4 ППТ на земельном участке, предоставленном Обществу для строительства объекта (N 12 площадью 4.35 га), предусматривается размещение культурно-оздоровительного и общественно-делового комплекса с подземной автостоянкой (паркингом) со встроенными трансформаторными подстанциями.
В соответствии с пунктом 5 ППТ ("Характеристика планируемого развития системы социального, транспортного обслуживания территории") на участке N 12 также предусмотрено не менее 93 машиномест для временного хранения индивидуального транспорта нового объекта капитального строительства и строительство встроено-пристроенной двухуровневой подземной автостоянки (паркинга) не менее чем на 1 500 машиномест.
Указанное условие ППТ нашло отражение в пункте 2.3 ГПЗУ ("Предельные размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок") и не противоречит Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - ПЗЗ).
Из материалов дела следует, что земельный участок, предоставленный Обществу для строительства объекта, располагается в территориальной зоне ТД1-2 - общественно-деловой зоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2.10.3 приложения N 7 ПЗЗ к основному виду разрешенного использования земельных участков указанной территориальной зоны среди прочего относится хранение автотранспорта (код 2.7.1 - размещение отдельно стоящих и пристроенных гаражей, в том числе подземных, предназначенных для хранения автотранспорта).
Как установлено судами и не оспаривается Обществом, вопреки требованиям пункта 5 ППТ представленная проектная документация не предусматривает строительство встроено-пристроенной двухуровневой подземной автостоянки (паркинга) не менее чем на 1 500 машиномест.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии проектной документации требованиям, установленным ППТ, что свидетельствует о несоблюдении Обществом положений части 1 статьи 51 ГрК РФ и законности оспариваемого отказа со ссылкой на часть 13 указанной статьи (несоответствие представленных документов требованиям к строительству, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка).
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по делу N А56-22618/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.