29 июля 2021 г. |
Дело N А44-6242/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 26.07.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Новгородохота" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А44-6242/2020,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Новгородохота", адрес: 173018, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Григорово, Центральная ул., д. 6, ОГРН 1055300983264, ИНН 5310012414 (далее - Партнерство), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области, адрес: 173000, Великий Новгород, Большая Московская ул., д. 24, ОГРН 1055300956490, ИНН 5321102620 (далее - Комитет), о признании незаконным выраженного в письме от 26.10.2020 N ОХ-4850-И отказа во внесении изменений в пункт 134 таблицы численности охотничьих ресурсов по данным зимнего маршрутного учета (далее - ЗМУ) 2020 года, размещенной в разделе "Охотпользователям" на официальном сайте http://www.охр53.рф, касающихся исключения значения численности кабана пять особей как недостоверного; и о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решением суда первой инстанции от 24.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Партнерство просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на то, что представленные им данные о численности кабана в количестве 10 особей не оспорены, при этом применение Партнерством альтернативного способа учета кабанов (на подкормочных площадках) соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06.06.2018 N 93-АПГ18-3. Кроме того, в рассматриваемом случае Методические указания по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) от 11.01.2012 N 1 (далее - Методические указания N 1), применению не подлежат, в связи с отсутствием в 2020 году устойчивого снежного покрова, а также сокращением количества и протяженности учетных маршрутов в охотничьем угодье, закрепленном за Партнерством.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Партнерство осуществляет пользование объектами животного мира на основании долгосрочной лицензии от 19.01.2006 серии ХХ N 7997.
На официальном сайте Комитета (http://www.охр53.рф/ohotpol-zovatelyam-1.html) опубликована таблица численности охотничьих ресурсов в 2020 году, составленная по данным ЗМУ, в пункте 134 которой указаны Солецкий район, природопользователь - Партнерство и численность кабана - 5 особей.
Партнерство обратилось в Комитет с заявлением от 28.09.2020 N ОХ-1967-В о внесении изменений в пункт 134 указанной таблицы путем исключения значения численности кабана в количестве 5 особей и внесения данных о численности кабана, составляющей 10 особей, представленных Партнерством на основании действующего в спорный период времени пункта 9 Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344 (далее - Порядок N 344).
Письмом от 26.10.2020 N ОХ-4850-И во внесении изменений отказано в связи с тем, что представленная Партнерством информация о численности кабана 10 особей является недостоверной.
Не согласившись с отказом, Партнерство обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира. Объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, определяются специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 названного Закона.
Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона N 209-ФЗ государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за:
1) численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам;
2) состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
На момент издания оспариваемого приказа Комитета действовал Порядок N 344.
В соответствии с законодательством об охоте на охотпользователей возлагается обязанность по осуществлению сбора сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов и их представлению в уполномоченный орган.
Ежегодно до 1 апреля лица, указанные в пункте 7.2.2 настоящего Порядка, представляют в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов) (пункт 9 Порядка N 344).
Ежегодно до 15 мая уполномоченный орган направляет данные государственного мониторинга в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 10 Порядка N 344).
Пунктом 13 Порядка N 344 установлено, что данные государственного мониторинга применяются для формирования государственных информационных ресурсов о состоянии охотничьих ресурсов, среды их обитания и охотничьих угодий и осуществления государственного мониторинга окружающей среды.
Из определения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, сформулированного в части 1 статьи 36 Закона N 209-ФЗ и в пункте 1 Порядка N 344, следует, что государственный мониторинг, как система регулярных наблюдений, не ограничивается только анализом представленных охотпользователями сведений.
В него также может входить самостоятельное наблюдение за численностью и распространением охотничьих ресурсов, взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и общественными организациями, пользователями животным миром (пункты 10, 11 Порядка ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира, утвержденного приказом Минприроды России от 22.12.2011 N 963 (далее - Порядок N 963)).
Комитетом издан приказ от 29.11.21019 N 128 о подготовке к проведению учетных работ, в частности ЗМУ, в том числе на территории Солецкого муниципального района Новгородской области.
При осуществлении мониторинга Комитет руководствовался требованиями пункта 11 Порядка N 963, которым установлено, что мероприятия по учету численности и распространения объектов животного мира проводятся в соответствии с принятыми методиками, а при их отсутствии по имеющимся научным подходам учета для видов или групп видов объектов животного мира.
Названными выше Методическими указаниями N 1 предусмотрен механизм оценки качества и достоверности ведомостей ЗМУ, а также показателей учета и данных о численности охотничьих ресурсов (в том числе и кабана).
Согласно данным государственного мониторинга численность кабана в Солецком муниципальном районе Новгородской области в закрепленных за Партнерством охотничьих ресурсах фактически составляет 5 особей.
Судами принято во внимание, что Партнерством не оспорены данные государственного мониторинга, они не признаны недействительными в установленном законом порядке.
В рассматриваемом случае Комитетом установлена недостоверность представленных Партнерством сведений о численности кабана (в количестве 10 особей), поскольку они противоречат сведениям, полученным им в ходе проведения государственного мониторинга методом ЗМУ 2020 года.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику, подтверждающую возможность использования иных видов учета охотничьих ресурсов, не применима к обстоятельствам настоящего дела.
Партнерство не отрицало в судах пояснения Комитета о том, что заявитель не оспаривает численность других видов животных, полученную по результатам того же (критикуемого Партнерством) вида учета, проведенного в этот же период времени.
Кроме того, данные ЗМУ 2020 в части кабана, содержащиеся в опубликованной на сайте Комитета таблице и оспариваемые Партнерством, имеют ограниченный по времени срок применения в целях определения численности кабана для изъятия (производства охоты), поскольку срок сезона завершился 28.02.2021.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований. Получение и оценка судами доказательств произведены с учетом требований статей 9, 65-71, 200 АПК РФ.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом тщательного исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку в судебных актах по делу.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их достаточности, допустимости, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 24.12.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по делу N А44-6242/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу некоммерческого партнерства "Новгородохота" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.