03 августа 2021 г. |
Дело N А56-67702/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Соколовой С.В.,
рассмотрев 03.08.2021 без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Авто" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по делу N А56-67702/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 12, лит. А, ОГРН 1027801576692, ИНН 7802196142 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Авто", адрес: 195252, Санкт-Петербург, ул. Карпинского, д. 24, кв. 58, ОГРН 1137847235338, ИНН 7813565257 (далее - Общество), 7072 руб. 12 коп. в возмещение ущерба.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.03.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.11.2020 и постановление от 23.03.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В суд кассационной инстанции поступило ходатайство Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044 (далее - Отделение), о замене Учреждения на процессуального правопреемника - Отделение. В обоснование ходатайства Отделение указало, что деятельность Учреждения прекращена путем реорганизации в форме присоединения, приложило в копиях выписку из единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 24.06.2021, согласно которой деятельность Учреждения прекращена 23.06.2021.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Руководствуясь частью 1 статьи 48 АПК РФ и принимая во внимание представленные документы, суд кассационной инстанции считает заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению, Учреждение следует заменить на Отделение.
В отзыве на кассационную жалобу Отделение просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не установлено.
Как следует из материалов дела, Общество является страхователем в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срок Общество не представило Учреждению за апрель - декабрь 2018 года, январь - август 2019 года по форме СЗВ-М типа "исходная" сведения о застрахованном лице - Антоняне Арутюне Цолаковиче.
Отсутствие у Учреждения сведений об Антоняне А.Ц. как о работавшем в апреле - декабре 2018 года пенсионере послужило основанием для принятия 22.12.2018 Учреждением решения N 1/В о выплате Антоняну А.Ц. сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Поскольку сведения по форме СЗВ-М типа "исходная" за апрель - декабрь 2018 года, январь - август 2019 года на застрахованное лицо Общество представило Учреждению только 30.10.2019, Учреждение излишне выплатило застрахованному лицу как неработающему пенсионеру за период с 01.01.2019 по 30.11.2019 7072 руб. 12 коп, которые в направленной Обществу претензии от 05.02.2020 N 3512 потребовало возместить.
Так как претензия осталась без удовлетворения, Учреждение обратилось в арбитражный суд с иском о возмещении 7072 руб. 12 коп. ущерба.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из доказанности причинно-следственной связи между фактом причинения убытков и непредставлением страхователем своевременно сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель - декабрь 2018 года, январь - август 2019 года в отношении одного застрахованного лица, удовлетворили исковые требования.
Как установлено частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 указанной статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 названной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 данной статьи.
Исходя из указанных выше норм если сведений о конкретном застрахованном лице, являющемся получателем пенсии, страхователь в срок не представил, такое лицо считается прекратившим работу и, соответственно, выплата ему пенсии производится с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" с 01.02.2016 факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Согласно пунктам 1 и 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по форме СЗВ-М о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере плательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Сведения об осуществлении пенсионером работы и (или) иной деятельности, Пенсионный фонд Российской Федерации получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения по форме СЗВ-М обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовым договорам или заключивших договоры гражданско-правового характера.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, лицо обратившееся с иском о возмещении убытков, обязано доказать факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности лице.
Как видно из материалов дела, сведения о застрахованном лице (Антоняне А.Ц.) по форме СЗВ-М типа "исходная" за период с апреля 2018 года по август 2019 года Общество представило 30.10.2019, то есть с нарушением предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока.
В силу пункта 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, с учетом представления Обществом сведений по форме СЗВ-М типа "исходная" на застрахованное лицо 30.10.2019 Учреждение имело возможность принять решение о прекращении выплаты застрахованному лицу пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии только в ноябре 2019 года, а фактически прекратить выплату пенсии с учетом повышения как неработающему пенсионеру только с 01.12.2019.
На 22.12.2018 - дату принятия решения N 1/В Учреждение не располагало сведениями об осуществлении Антоняном А.Ц. трудовой деятельности ввиду непредставления Обществом сведений по форме СЗВ-М на данное лицо.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела суды пришли к правомерному выводу о выплате Учреждением Антоняну А.Ц. страховой пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии за январь - ноябрь 2019 года ввиду непредставления Обществом сведений по форме СЗВ-М типа "исходная" на указанное застрахованное лицо.
Вопреки доводам жалобы обстоятельства рассматриваемого дела свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между непредставлением страхователем сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М типа "исходная" и возникновением у Учреждения ущерба ввиду выплаты такому лицу как неработающему пенсионеру страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к ней.
Ссылка Общества на статью 11.1 Закона N 27-ФЗ и наличие у Учреждения сведений об осуществлении Антоняном А.Ц. трудовой деятельности в Обществе в спорный период несостоятельна.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 этой статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Пунктом 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона N 27-ФЗ налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее десяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения 1) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; 3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; 4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Из приведенных положений следует, что налоговый орган не представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о стаже застрахованных лиц.
Кроме того, в силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к ней выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (СЗВ-М), при этом в части 6 статьи 26.1 указанного Закона не упомянуты сведения, получаемые от налоговых органов.
Таким образом, принятие решения о выплате сумм страховой пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлено в зависимость от представления страхователями отчетности, предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ.
Указание судом первой инстанции в резолютивной части решения на взыскание с Общества штрафа, а не убытков, с учетом выводов, изложенных в мотивировочной части этого решения, не свидетельствует о принятии неправомерного судебного акта.
Поскольку существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство, заменив Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, Кондратьевский пр., д. 12, лит. А, ОГРН 1027801576692, ИНН 7802196142, на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, адрес: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73, лит. А, ОГРН 1027801558223, ИНН 7802114044.
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по делу N А56-67702/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Авто" - без удовлетворения.
Судья |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона N 27-ФЗ налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее десяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения 1) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; 3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; 4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов.
Из приведенных положений следует, что налоговый орган не представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о стаже застрахованных лиц.
Кроме того, в силу части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к ней выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (СЗВ-М), при этом в части 6 статьи 26.1 указанного Закона не упомянуты сведения, получаемые от налоговых органов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 августа 2021 г. N Ф07-9861/21 по делу N А56-67702/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9861/2021
03.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37358/20
23.03.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-37358/20
02.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-67702/20